юридическая и налоговая консультация онлайн

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

 

 

Налог на имущество физических лиц: понятие, ставки, порядок и сроки уплаты

 

  1. Налог на имущество физических лиц - понятие

  2. Почему вырос налог на имущество физлиц за 2017 год

  3. Почему не пришло налоговое уведомление

  4. Изменение порядка исчисления налога на имущество физических лиц и земельного налога с 1 января 2019 года

  5. Краткий обзор изменений, внесенных Законом № 284-ФЗ

  6. Объект налогообложения и плательщики налога

  7. Налог на баню, теплицу и другие постройки

  8. Расчет налога на имущество физических лиц в 2018 году

  9. Как рассчитать налог на имущество в 2017 году

  10. Ставки налога на имущество физлиц

  11. Срок уплаты налога

  12. Если квартира находится в долевой собственности

  13. Онлайн-калькулятор для расчета налога на имущество физлиц

  14. Перерасчет налогов за прошлые годы

  15. Льготы по налогу и порядок их применения

  16. Закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц"о налоге на недвижимость

  17. Статья 3782. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

  18. Что такое кадастровая стоимость квартиры и земельного участка. Как ее узнать

  19. Полезные ссылки по теме

 

Налог на имущество физических лиц - понятие

Налог на имущество физических лиц - ставки, порядок и сроки уплатыНалог на имущество физических лиц – это местный налог, который уплачивают физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Итак, один раз в год все физические лица, которые являются собственниками автомобиля, другой зарегистрированной в ГАИ, технадзоре техники, квартир, жилых домов (ИЖС), дач, земельных участков должны получать из налоговых органов "письма счастья", в которых вложено две квитанции об уплате налога (с 2012 года ФНС присылает единую квитанцию по всем имущественным налогам).

Радость вряд ли кто испытывал - ведь за все время действия Налогового кодекса РФ размер и ставки налога на имущество физических лиц ни разу не понижались.

Более того, с 2011 года происходит вообще нонсенс - налоговые органы предлагают доплатить налог на имущество за 2008 и другие (более ранние) годы, хотя это прямо противоречит статье 5 Налогового кодекса РФ (имея в виду не технические ошибки, а перерасчет налога на основании новых ставок налога).

Итак, до 2012 года один раз в год все физические лица, которые являются собственниками квартир, жилых домов (ИЖС), дач и долей в них получали из налоговых органов "письма счастья", в которых вложено две квитанции об уплате налога на имущество, а также уведомления об уплате земельного и транспортного налогов. С 2012 года нам приходит единое уведомление по всем имущественным налогам.

Налог на имущество - один из немногих налогов, который до 31.12.2014 регулировался не Налоговым кодексом РФ, а отдельным "бородатым" Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ, которым в Налоговый кодекс РФ вводится отдельная глава, регулирующая вопросы налогообложения имущества физлиц.

 

Почему вырос налог на имущество физлиц за 2017 год

В некоторых регионах размер налога на имущество вырос. В ФНС поясняют, что это связано с изменением коэффициента к налоговому периоду 2017 года, примененному при расчете платежа.

В 28 регионах, включая Москву, Московскую область, Башкортостан и Татарстан (полный перечень можно посмотреть на сайте Росреестра), где при расчете налога на имущество физлиц третий год применяется кадастровая стоимость, коэффициент при расчете налога за 2017 год составляет 0,6 (при расчете налога за 2016 год применялся 0,4).

В 21 субъекте, в числе которых Санкт-Петербург, Ставропольский край, Воронежская и Челябинская области, кадастровая стоимость применяется второй год. Коэффициент там равен 0,4 (при расчете налога за 2016 год применялся 0,2).

В 14 регионах, включая Республику Саха, Краснодарский, Хабаровский края, Оренбургскую область, налог впервые будет начислен исходя из кадастровой стоимости. Коэффициент к налоговому периоду составляет 0,2.

В регионах, где использована инвентаризационная стоимость, изменилось значение коэффициента-дефлятора на 2017 год, установленного Минэкономразвития России, - 1,425 (ранее 1,329).

В некоторых регионах были применены новые результаты кадастровой оценки недвижимости.

 

Краткий обзор изменений, внесенных Законом № 284-ФЗ

Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой 32 "Налог на имущество физических лиц" которой:

  • плательщиками налога (в соответствии со статьей 401 НК) являются собственники:

    • жилых домов;

    • жилых помещений (квартир, комнат);

    • гаражей и машино-мест;

    • единых недвижимых комплексов;

    • объектов незавершенного строительства;

    • иных зданий, строений, сооружений, помещений;

  • налоговая база по налогу на имущество физлиц определяется как кадастровая стоимость указанных выше объектов недвижимости (статья 403 НК).

    При расчете базы по налогу в отношении квартиры, комнаты, жилого дома и единого недвижимого комплекса, в составе которого есть хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), применяются вычеты, размер которых установлен статьей 403 НК и составляет для:
    • квартиры – 20 квадратных метров общей площади этой квартиры;

    • комнаты – 10 квадратных метров общей площади этой комнаты;

    • жилого дома – 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома;

  • ставки налога определяются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Их размер не должен превышать определенных статьей 406 Налогового кодекса РФ размеров  - для жилых домов, квартир, комнат, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства и единых недвижимых комплексов с жилыми помещениями – 0,1% кадастровой стоимости. Если кадастровая стоимость регионом еще не определена, то:

    • до 0,1% инвентаризационной стоимости (при стоимости объекта до 300 000 рублей);

    • от 0,1% до 0,3% инвентаризационной стоимости (при стоимости объекта от 300 000 рублей до 500 000 рублей);

    • от 0,3% до 2% инвентаризационной стоимости (при стоимости объекта свыше 500 000 рублей);

  • льготы по налогу на имущество физлиц (статья 407 НК):

    • установлена в размере суммы налога;

    • предоставляется указанным в пункте 1 статьи 407 НК лицам;

    • предоставляется в отношении одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика независимо от количества оснований;

    • предоставляется только в том случае, если имущество не используется в предпринимательской деятельности;

  • налог уплачивается не позднее 1 октября года, следующего за истекшим календарным годом (статья 409 НК).

Детальный анализ всех изменений изложен ниже.

 

Объект налогообложения и плательщики налога на имущество

По Закону РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" По Федеральному закону от 04.10.2014 № 284-ФЗ

По Закону РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" объектом обложения налогом является недвижимое имущество физических лиц:

  • жилого дома;

  • квартиры;

  • комнаты;

  • дачи;

  • гаража;

  • иного помещения, строения, сооружения;

  • долей в указанном выше имуществе

Следовательно, плательщиками налога на имущество являются собственники указаного имущества.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Следовательно, плательщиками налога на имущество являются собственники указаного имущества.

 

Налог на баню, теплицу и другие постройки

В конце 2016 года были приняты поправки в главу 32 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми все хозяйственные постройки, расположенные на садовых и дачных земельных участках были признаны объектами налогообложения наравне с жилыми домами, но с некоторыми оговорками:

  • платить надо только за капитальные строения, то есть те постройки, которые имеют надежный фундамент и их нельзя переместить без нарушения конструкции (сараи, теплицы обычно к таким не относятся);

  • облагаемыми объектами являются те, на которые зарегистрировано право собственности;

  • облагаемая площадь начинается с 50 кв. метров, поскольку до этого размера действует льгота (в отношении одного объекта).

Владелец хозпостройки сам определяет, надо ли ему обращаться в органы Росреестра для ее регистрации в качестве недвижимости или нет.

Итак, за какие сооружения граждане должны платить налог, а за какие не должны:

  • жилой дом на участке – платить (постройка капитальная);

  • баня – платить (это тоже капитальная постройка, если площадь больше 50 метров);

  • сарай на фундаменте – платить, если площадь больше 50 метров;

  • сарай без фундамента – не платить (это некапитальное строение);

  • теплица – не платить (это некапитальное строение, так как обычно не имеет фундамента);

  • гараж без фундамента – не платить;

  • беседка – не платить (если площадь беседки меньше 50 метров);

  • парник – не платить.

Итак, дачные сараи, теплицы, бытовки, навесы, которые стоят на столбиках или прямо на земле, не являются объектами налогообложения, следовательно их можно не ставить на учёт в ЕГРН и, соответственно, на них налог не придёт. Но если теплица капитальная – сварена из профиля и стоит на бетонном фундаменте – с точки зрения закона она считается недвижимостью. В этом случае собственник должен подать заявление в Росреестр. Там рассчитают кадастровую стоимость, исходя из которой, будет начисляться налог.

По общему правилу обязанность по уплате налога на имущество возникает у налогоплательщиков в отношении объектов недвижимого имущества, на которые зарегистрировано право собственности, с момента регистрации этого права.

Минфин России в своем Письме от 22.02.2017 № 03-05-06-01/10117 разъяснил, что сараи, бани и другие некапитальные строения, право собственности на которые не зарегистрировано, не подлежат налогообложению налогом на имущество физических лиц.

К хозпостройкам относятся объекты недвижимости на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства или индивидуального жилищного строительства (хозяйственные, бытовые строения, сооружения вспомогательного использования и аналогичные объекты). Дома, жилые строения и гаражи не являются хозпостройками.

Если площадь такой постройки не более 50 кв.м, то налог с нее не взимается, при условии, что ее собственник обратился в налоговый орган за предоставлением налоговой льготы. При этом льгота применяется только для одной хозпостройки (независимо от ее расположения в пределах страны), не используемой в предпринимательской деятельности.

Хозпостройки, не попадающие под действие льгот, в т.ч. площадью более 50 кв.м, облагаются налогом в общем порядке на основании поступившей в налоговые органы информации о зарегистрированных правах физлиц на такие объекты (в т.ч. сведений из органов Росреестра, от нотариусов при оформлении прав на наследство).

 

Ставки налога на имущество физлиц

Так как налог на имущество является местным, то конкретные ставки налога устанавливаются в каждом муниципальном образовании, а указанный Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (действует до 31.12.2014) лишь устанавливает их минимальные и максимальные пределы в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения:

  • до 300 000 рублей (включительно) - 0,1 %

  • от 300 000 до 500 000 рублей (включительно) - от 0,1 % до 0,3 %

  • свыше 500 000 рублей - от 0,3 % до 2 %

Указанные ставки действуют до 31.12.2014, а с 1 января 2015 года действуют новые ставки налога на имущество физических лиц.

Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

Согласно пункту 3 Инструкции МНС РФ от 02.11.1999 № 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц":

Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

 

Расчет налога на имущество физических лиц в 2018 году

Налог на имущество физических лиц за 2017 год рассчитают по-новому: к 49 регионам, где недвижимость физлиц облагается налогом исходя из кадастровой стоимости, добавятся еще 15 регионов: республики Адыгея, Карелия, Марий Эл, Саха (Якутия), Тыва, Краснодарский, Хабаровский края, Астраханская, Мурманская, Оренбургская, Орловская, Тамбовская области, Еврейская автономная область, Ненецкий и Чукотский автономные округа.

В этих регионах впервые будут облагаться налогом объекты капитального строительства, права физлиц на которые регистрировалась с 2006 года в упрощенном порядке без проведения технической инвентаризации (садовые и дачные дома площадью более 50 кв. м; гаражи; жилые помещения, введенные в эксплуатацию с 2013 года, по которым не определялась инвентаризационная стоимость, но есть кадастровая оценка).

В 21 регионе, где порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости будет применяться второй год, с 0,2 до 0,4 вырастет коэффициент к налоговому периоду, а в 28 регионах третьего года применения этого порядка коэффициент составит 0,6.

В остальных регионах, где налоговой базой является инвентаризационная стоимость объектов, для расчета налога эта стоимость будет индексирована на коэффициент-дефлятор 1,425 (ранее был 1,329).

В связи с применением в более чем 60 регионах порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости торгово-офисной недвижимости к налогообложению будут привлечены соответствующие объекты индивидуальных предпринимателей, использующих специальные налоговые режимы. Одно из условий - эти объекты должны входить в перечень, сформированный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на 2017 год.

Так же будут применяться региональные условия налогообложения, в т.ч. вступающие с 2017 года результаты кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденные субъектами РФ.

 

Как рассчитать налог на имущество в 2017 год

К новому порядку исчисления налога на имущество физлиц (по кадастровой стоимости недвижимости) в 2017 году присоединятся еще 21 субъект РФ (республики Калмыкия, Хакасия, Кабардино-Балкарская, Чеченская и Чувашская республики, Ставропольский и Камчатский края, Белгородская, Брянская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курская, Ленинградская, Омская, Тульская, Челябинская области, г. Санкт-Петербург).

При переходе на расчет налога по кадастровой стоимости будут применяться понижающий коэффициент 0,2 (за первый год применения кадастровой стоимости) и система не облагаемых налогом вычетов из кадастровой стоимости для 10 кв. м по каждой комнате, 20 кв. м. - по квартире и 50 кв м - по жилому дому.

Кроме того, будут сохранены налоговые льготы для 15 основных категорий налогоплательщиков, указанных в статье 407 Налогового кодекса РФ (включая пенсионеров, инвалидов I и II групп инвалидности, военнослужащих). Льгота будет предоставлена только за один объект налогообложения определенного вида, не используемый в предпринимательской деятельности (например, только за одну из двух имеющихся у налогоплательщика квартир, за одно из нескольких машино-мест, за один гараж и т.д.).

С переходом на новый порядок к налогообложению будут привлечены собственники объектов, по которым налоги ранее не рассчитывались из-за отсутствия инвентаризационной стоимости (садовые и дачные дома, квартиры, гаражи, объекты незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в "упрощенном" порядке без проведения технической инвентаризации, и т.п.).

Схематичто изложенное можно изобразить так:

Как рассчитать налог на имущество с 1 января 2015 года

Электронные сервисы "Предварительный расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости":

Начиная с 2016 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться (за налоговый период 2015 год и далее) по новым правилам в соответствии с главой 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса РФ.

Органы власти 28 субъектов Российской Федерации субъектов Российской Федерации приняли решение о применении с 01.01.2015 кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы.

Электронные сервисы "Предварительный расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости" ФНС:

 

Срок уплаты налога на имущество физических лиц

Согласно действующей до 31 декабря 2014 года редакции пункта 9 статьи 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 налог на имущество физических лиц за 2013 год перечисляется не позднее 1 ноября 2014 года (до внесения Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ изменений в указанную статью уплата налога производилась равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября).

С 1 января 2015 года срок уплаты налога на имущество физических лиц изменится: данный налог будет подлежать уплате на основании налогового уведомления не позднее 1 октября, следующего за тем годом, за который он исчислен.

С 01.01.2016 - срок уплаты еще раз изменен - сдвинут до 1 декабря (Закон от 23.11.2015 № 320-ФЗ изменений, действующих с 01.01.2016).

Здесь уместно сказать, что обязанность по уплате налога у налогоплательщика - физического лица до 2015 года возникала только после получения им налогового уведомления об уплате налога, а с 2015 года (если уведомление не пришло) налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту жительства (для транспортного налога) и по месту нахождения (для недвижимого имущества) о наличии у него таких объектов в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ответы на часто задаваемые вопросы:

 

Порядок определения стоимости имущества

Со 2 сентября 2010 года пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ установлен срок ежегодного предоставления сведений о стоимости имущества органами, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств. Сведения о расположенном на подведомственной указанным государственным органам территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы теперь должны предоставляться ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, за исключением органов местного самоуправления, которые должны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК ежегодно до 1 февраля (пункты 9.1. и 9.2. статьи 85 Налогового кодекса РФ).

Особенности определения размера налога на имущество, находящееся в долевой собственности

Закон от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"

Принятый Государственной Думе РФ законопроект № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части предложений по формированию рынка доступного жилья)" подписан Президентом РФ 04.10.2014 "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц".

24 сентября 2014 года было принято решение принять законопроект № 51763-4 во втором чтении, а 26.09.2014 - в третьем (окончательном) чтении и направлен в Совет Федерации. Данный законопроект подписан Президентом РФ 04.10.2014 в изложенной ниже редакции и вступает в силу с 01.01.2015.

 

Статья 3782. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

(по состоянию на 01.01.2021)

1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

4) иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 настоящего Кодекса, не предусмотренные в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта.

2. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 2.2 пункта 12 настоящей статьи.
(абз. в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ)

3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

6. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

7. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);

2) направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8. Состав сведений, подлежащих включению в перечень, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

10. Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.

11. Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества помимо сведений, предусмотренных статьей 377 настоящего Кодекса, сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества, составляющего общее имущество товарищей.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ, действует с 01.01.2020)

12. Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 382 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:

1) сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, умноженная на соответствующую налоговую ставку;
(в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ)

2) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода и (или) указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей главой, без учета положений настоящей статьи;

2.1) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в подпункте 3 или 4 пункта 1 настоящей статьи, была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта;
(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

2.2) в случае, если кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не определена, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей главой без учета положений настоящей статьи;
(абз. в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ)

3) объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого имущества, если иное не предусмотрено настоящей главой.

13. Организация - собственник объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества.

14. В случае, если в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, кадастровая стоимость не определена, в отношении указанных объектов недвижимого имущества налоговая база принимается равной нулю.

15. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

(п. 15 в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ)

 

Статья написана и размещена в 2010 году. Дополнена 12.05.2012, 02.04.2013, 18.09.2014, 27.09.2014, 08.10.2014, 18.11.2014, 16.12.2014, 03.05.2015, 26.08.2015, 24.11.2015, 01.04.2016, 22.07.2016, 11.04.2017, 03.10.2017, 22.10.2017, 28.11.2017, 15.02.2018, 06.08.2018, 21.04.2019, 14.10.2019

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант А. Шмелев © 2001 - 2024

 

Полезные ссылки по теме "Налог на недвижимое имущество физических лиц"

  1. Единый налоговый платеж физического лица

  2. НДФЛ 15%. Прогрессивная шкала

  3. Налог на проценты по вкладам Налог на проценты по вкладам

  4. Налоговый контроль счетов

  5. Почему льготы носят заявительный характер

  6. Порядок взыскания недоимки по налогам (пеням, штрафам)

  7. НДФЛ с наследства

  8. Налоговая ответственность за непредставление документов

  9. Порядок получения подтверждения статуса налогового резидента РФ

  10. Когда и о чем надо сообщать в ФНС

  11. Конвенция о международном обмене налоговой информацией

  12. Личный кабинет налогоплательщика

  13. Льготы по налогам пенсионерам - порядок предоставления и образец заявления

  14. Как уплатить налоги через интернет

  15. Должны ли дети платить налоги

  16. Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налога

  17. Налоговые проверки

  18. Что должна содержать жалоба налоговую инспекцию

  19. Налоговая декларация

  20. Налоги

  21. Налоговые вычеты

  22. Налоговая ответственность за: