юридическая и налоговая консультация онлайн

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

 

 

 

Перерасчет налогов физических лиц

 

  1. Единый налоговый платеж физического лица (изменения в правила перерасчета налогов с 2023 года)

  2. Основания для перерасчета имущественных налогов

  3. Правила перерасчета имущественных налогов физлиц

  4. Разъяснения ФНС по перерасчету имущественных налогов

  5. Полезные ссылки по теме

 

Основания для перерасчета имущественных налогов

С 2010 года ИФНС многих регионов стали делать перерасчет уже уплаченных налогов по новым ставкам (т.е. ставкам налогов, утвержденных в последующие годы) и незаконно требовать доплаты налогов за прежние годы. Это, что называется, очевидные случаи, когда налог уплачивать не надо, но есть и более сложные (и, к сожалению, также незаконные) случаи, когда налоговики (пользуясь доверием граждан и тем, что Налоговый кодекс РФ написан русскими буквами, но понять его содержание, порой, бывает крайне сложно даже специалистам) пытаются любыми способами наполнить бюджеты различных уровней.

Здесь необходимо отметить, что (к примеру) Законом "О налоге на имущество физических лиц" была предусмотрена возможность перерасчета налога, но только если:

  • из БТИ или ГАИ в налоговую инспекцию поступили ошибочные сведения;

  • сведения о стоимости имущества поступили из БТИ или ГАИ в налоговую инспекцию с опозданием (сведения должны поступать к налоговикам ежегодно до 1 марта того года, за который впоследствии будет начислен налог);

  • при расчете налога была допущена арифметическая (техническая) ошибка.

22.12.2016 ФНС разъяснила следующее (Информация ФНС России от 22.12.2016 "О перерасчете имущественных налогов"):

Физические лица могут направить обращение о перерасчете имущественных налогов (земельный налог, транспортный налог, налог на имущество) в налоговую инспекцию, если в налоговом уведомлении за 2015 год:

  • содержатся неактуальные сведения, влияющие на величину имущественных налогов. (Например, в связи с принятием нормативных актов, понижающих налоговые ставки, кадастровую стоимость, изменяющих размер налоговых вычетов после направления налоговых уведомлений, либо получением налоговой инспекцией уточненных сведений о налогооблагаемом имуществе из регистрирующих органов);

  • не учтены налоговые льготы. (Например, налогоплательщик ранее не обращался в налоговую инспекцию за использованием налоговой льготы.)

Если есть основания для перерасчета налогов, то налоговая инспекция:

  • обнулит и пересчитает ранее начисленную сумму налога и пеней;

  • сформирует новое налоговое уведомление (если величина налога превышает 100 рублей) с указанием нового срока уплаты налога и разместит его в "Личном кабинете налогоплательщика". Если налогоплательщик не подключен к "Личному кабинету", то новое налоговое уведомление будет отправлено ему по почте.

ФНС России обращает внимание, что направить обращение о перерасчете имущественных налогов можно также с помощью сервисов "Личный кабинет налогоплательщика" или "Обратиться в ФНС России".

Как разъяснила ФНС России в своем письме от 25 ноября 2015 г. № БС-4-11/20564@ "О земельном налоге", налоговая инспекция имеет право осуществить перерасчет налога только за три года, предшествующих году, в котором налоговый орган направил уведомление об уплате налога, и только в трех ситуациях:

  • когда органы, осуществляющие кадастровый учет недвижимого имущества, произвели корректировку налоговой базы в налоговом периоде, за который инспекция уже рассчитала сумму налога и составила уведомление. Причинами такой корректировки могут быть либо техническая ошибка самого органа кадастрового учета, либо судебное решение;

  • когда налоговые органамы несвоевременно получлили сведения, необходимые для исчисления налога (к таким сведениям может относиться информация о прекращении (возникновении) права собственности, о кадастровой стоимости, а также об изменении адреса места жительства физического лица);

  • когда налогоплательщиком направлено заявление на льготу по налогу применительно к налоговым периодам, за которые направлены налоговые уведомления.

Надо иметь в виду, что:

  • во всех трех случаях перерасчета налогоплательщику будет направлено уточненное налоговое уведомление. Если в результате перерасчета выяснится, что собственник должен доплатить налог, то в этом уведомлении будут указаны его сумма и последний день уплаты;

  • в случае излишне уплаченного налога переплату можно будет либо зачесть в счет предстоящих платежей, либо вернуть (ст. 78-79 НК РФ). Зачет (возврат) производится в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления;

  • зачесть или вернуть деньги можно только если со дня уплаты оспариваемого налога прошло не более трех лет (пункт 7 статьи 78 НК);

  • пени на перерасчитанные суммы налога за прошедшие периоды не начисляются. Доплатить налог нужно в течение месяца со дня получения налогового уведомления, если только в нем не указан более продолжительный срок для уплаты налога.

Правила перерасчета имущественных налогов физлиц

В апреле 2021 года ФНС России на своем сайте разместила разъяснения по вопросу проведения перерасчета имущественных налогов физлиц по ранее направленным им налоговым уведомлениям, соласно которым перерасчет проводится в следующих случаях:

  • налогоплательщик впервые заявил налоговую льготу в периоде, за который направлено налоговое уведомление;

  • в налоговый орган поступила информация о прекращении существования объекта налогообложения, которая относится к периоду, за который направлено налоговое уведомление;

  • физическое лицо оспаривает кадастровую стоимость, использованную при расчета налога;

  • в отношении периода, за который направлено налоговое уведомление были снижены налоговые ставки или введены налоговые льготы;

  • налоговой инспекцией были получены уточненные сведения из органов (организаций), регистрирующих объекты недвижимого имущества или транспортные средства (Росреестр, ГИБДД МВД России, ГИМС МЧС России, инспекции гостехнадзора и другие);

  • сведения об объекте недвижимости были исключены из перечня объектов торгово-офисного назначения (предусмотрен п. 7 ст. 378.2 НК РФ);

  • Минпромторг России уточнил сведения о включении транспортного средства в перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. для определенного налогового периода.

По общему правилу перерасчет налога может быть произведен не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления, если иное не предусмотрено нормами налогового законодательства (п. 2.1 ст. 52 НК РФ). Иных норм, ограничивающих период, за который при наличии оснований проводится перерасчет имущественных налогов, не установлено.

Если в результате перерасчета будет ухудшено положение налогоплательщика, т. е. он повлечет за собой увеличение ранее уплаченных по налоговому уведомлению сумм земельного налога или налога на имущество физлиц, то такой перерасчет не производится. С 1 июля 2021 года такой порядок будет распространен и в отношении  транспортного налога физлиц.

Разъяснения ФНС по перерасчету имущественных налогов

Размер налогооблагаемого Разъяснение ФНС
Определение периода, за который проводится перерасчёт налогов

Перерасчет суммы ранее исчисленного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 52 НК. При этом согласно абзацу второму пункта 2.1 статьи 52 НК, указанный перерасчет не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм налога.

(письмо ФНС России от 15 января 2021 г. № БС-4-21/229@)

Определение периода, за который проводится перерасчет налога в связи с возникновением у налогоплательщика-физического лица права на налоговую льготу

Если перерасчет сумм ранее исчисленного налога не влечет направление налогового уведомления в связи с перерасчетом (в случае, когда подлежащая уплате сумма налога отсутствует в связи с предоставлением налоговой льготы), перерасчет налога проводится начиная с периода, в котором у налогоплательщика - физического лица возникло право на налоговую льготу (письма ФНС России от 07.10.2020 № БС-4-21/16390@; 11.11.2020 № СД-4-21/18557@; 23.11.2020 № БС-4-21/19238@)

Срок проведения перерасчёта налогов в связи с уведомлением о предоставлении налоговой льготы

Перерасчет проводится в случае, если налоговая льгота предоставлена за налоговый период, в отношении которого ранее было направлено налоговое уведомление без учета указанной налоговой льготы (письмо ФНС России от 20 ноября 2020 г. № БС-4-21/19082@)

Определение периода, за который проводится перерасчёт налога, в случае исключения сведений об объекте налогообложения из перечня, составляемого в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК

В случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году обращения, и за любой налоговый период в пределах этого срока.

Например, основанием для такого перерасчета налога может рассматриваться исключение по решению уполномоченного органа исполнительной власти или суда объекта налогообложения из перечня объектов, определяемого в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК на предшествующий налоговый период, влекущее освобождение от уплаты налога, согласно пункту 3 статьи 346.11, пункту 4 статьи 346.26, пункту 10 статьи 346.43 НК (письмо ФНС России от 30 июня 2020 г. № БС-4-21/10580@)

Определение периода, за который проводится перерасчёт налога, в случае уменьшения кадастровой стоимости объекта налогообложения в связи с внесением изменений в нормативный правовой акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки

Вступление в силу нормативного правового акта об уменьшении кадастровой стоимости влечет перерасчет налога начиная с периода, на который распространяется действие данного акта в отношении соответствующих земельных участков - объектов налогообложения, кроме случая, когда такой перерасчет должен осуществляться исходя из пункта 2.1 статьи 52 НК не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом (письмо ФНС России от 11 марта 2021 г. № СД-4-21/3109@)

Определение периода, за который проводится перерасчёт налога, в случае установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости Кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решения суда об установлении его рыночной стоимости, вступившего в силу после 1 января 2019 года, и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (письма ФНС России от 10.12.2019 № БС-4-21/25361; 17.12.2020 № БС-3-21/8342@; 15.01.2021 № БС-4-21/229@)
Ограничение перерасчета налогов, предусмотренном п. 2.1 ст. 52 НК РФ, если основания для перерасчёта выявлены по результатам выездной налоговой проверки

Если по результатам выездной налоговой проверки в 2020 году выявлена необходимость пересчета раннее исчисленных сумм земельного налога и указанный перерасчет влечет увеличение ранее уплаченных сумм земельного налога, то такой перерасчет не осуществляется (письма Минфина России от 25.12.2020 № 03-05-06-02/114187; ФНС России от 30 декабря 2020 г. № ПА-4-21/21925@)

О неприменении ограничения перерасчета налогов, предусмотренного п. 2.1 ст. 52 НК РФ, для перерасчетов, проведенных до 2019 года


Абзацем вторым пункта 2.1 статьи 52 НК в редакции Федерального закона № 334-ФЗ (вступившего в силу в части положений этого пункта с 01.01.2019) установлено, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Следовательно, в силу установленного абзацем вторым пункта 2.1 статьи 52 НК в редакции Федерального закона N 334-ФЗ запрета на перерасчет сумм налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, начиная с 01.01.2019 налоговые органы прекращают осуществлять перерасчет сумм таких налогов, если перерасчет влечет увеличение ранее уплаченных сумм таких налогов.
Необходимо отметить, что Федеральным законом N 334-ФЗ не предусмотрено, что действие абзаца второго пункта 2.1 статьи 52 Кодекса в редакции Федерального закона N 334-ФЗ распространяется на перерасчеты сумм налогов, осуществленные налоговыми органами до 01.01.2019.
Федеральным законом N 334-ФЗ также не предусмотрена отмена перерасчетов сумм налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, осуществленных до 01.01.2019, если такие перерасчеты повлекли увеличение ранее уплаченных сумм таких налогов, а также не установлена обязанность налоговых органов возвращать суммы таких налогов в части, превышающей суммы, уплаченные налогоплательщиками до перерасчетов.
Кроме того, в связи с принятием Федерального закона N 334-ФЗ не предусмотрено внесение изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации в части уменьшения доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за истекшие до 01.01.2019 периоды, в течение которых налоговые органы осуществляли перерасчеты сумм вышеуказанных налогов.

(письма Минфина России от 11.12.2019 № 03-05-04-01/96698; ФНС России от 12 декабря 2019 г. № БС-4-21/25601)

Указание срока уплаты налогов в налоговом уведомлении с перерасчётом налогов

При перерасчете налога, уплачиваемого на основании налогового уведомления, срок уплаты налога устанавливается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, при этом налоговое уведомление, содержащее перерасчет налога, направляется не позднее 30 дней до наступления указанного срока (письма Минфина России от 07.09.2020 № 03-05-06-02/78374; ФНС России от 22 сентября 2020 г. № БС-4-21/15436)

Формирование налогового уведомления, если в результате перерасчета сумма налога к уплате отсутствует В случае перерасчета налога, в результате которого сумма к уплате отсутствует (в том числе в связи с ранее уплаченной суммой налога), налоговое уведомление не формируется (письма Минфина России от 07.09.2020 № 03-05-06-02/78374; ФНС России от 22 сентября 2020 г. № БС-4-21/15436)

 

Статья написана и размещена 09 апреля 2021 года. Дополнена -

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант А. Шмелев © 2001 - 2024

 

Полезные ссылки по теме "Перерасчет налогов физических лиц"

  1. Единый налоговый платеж физического лица

  2. НДФЛ 15%. Прогрессивная шкала

  3. Налог на проценты по вкладам Налог на проценты по вкладам

  4. Налоговый контроль счетов

  5. Почему льготы носят заявительный характер

  6. НДФЛ с наследства

  7. Налоговая ответственность за непредставление документов

  8. Порядок получения подтверждения статуса налогового резидента РФ

  9. Когда и о чем надо сообщать в ФНС

  10. Конвенция о международном обмене налоговой информацией

  11. Личный кабинет налогоплательщика

  12. Льготы по налогам пенсионерам - порядок предоставления и образец заявления

  13. Как уплатить налоги через интернет

  14. Должны ли дети платить налоги

  15. Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налога

  16. Налоговые проверки

  17. Что должна содержать жалоба налоговую инспекцию

  18. Налоговая декларация

  19. Налоги

  20. Налоговые вычеты

  21. Налоговая ответственность за: