юридическая и налоговая консультация онлайн по телефону, скайпу, аське

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

 

 

Понятие и элементы налога и налогообложения

 

  1. Понятие налога

  2. Когда налог законно установлен

  3. Функции налогов

  4. Элементы налога

  5. Налоговые льготы

  6. Прямые и косвенные налоги

  7. Полезные ссылки по теме

 

Понятие налога

Понятие налогаОпределение налога содержится в статье 8 Налогового кодекса РФ (далее - НК), согласно которой налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из данного определения можно выделить следующие признаки налога:

  • публичность;

  • законодательный порядок установления;

  • обязательность;

  • абстрактность;

  • процедурный характер взимания;

  • индивидуальность;

  • безвозмездность;

  • безвозвратность;

  • принудительность изъятия;

  • личный характер исполнения обязательства.

Публичность – указывает на его общественное предназначение, которое заключается в обеспечении формирования бюджетов различных уровней, расходуемых в интересах общества и государства.

Законодательный порядок установления предполагает установление и введение налога исключительно посредством принятия законодательным органом власти нормативного правового акта в виде закона.

Обязательность налога указывает на то, что его уплата осуществляется не по усмотрению того или иного лица в добровольном порядке, а в силу закона является обязанностью последнего, которая подлежит неукоснительному исполнению.

Абстрактность – это возникновение в результате его установления у физ лиц и организаций ничем, кроме закона не обусловленной обязанности по его уплате для покрытия неких общественно значимых расходов.

Процедурный характер заключается в том, что взимание налогов не допускает произвольного поведения налогоплательщиков при их уплате, а строго подчинено установленным процедурам и осуществляется в рамах налогового производства.

Индивидуальность означает личный характер исполнения обязательства по уплате налога - согласно статье 45 НК налог обязан заплатить сам налогоплательщик (т.е. исполнение налогового обязательства за другого прямо запрещено). В своем Письме от 22.04.2015 №03-02-08/22997 Минфин РФ разъяснил, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена уплата налогов третьими лицами, в том числе близкими родственниками, за налогоплательщиков.

Безвозмездность свидетельствует о том, что лицо, уплатившее налог не может рассчитывать на какое-либо встречное персональное представление со стороны государства.

Безвозвратность означает лишь, что в случае своевременной и полной уплаты налога возврат денежных средств невозможен ни при каких обстоятельствах. Но не следует понимать буквально, т.к НК предусматривает основания и порядок возврата излишне уплаченных или взысканных налогов.

Принудительность изъятия не отрицает возможности самостоятельной добросовестной уплаты налогов. Но исполнение этой обязанности обеспечивается силой гос. принуждения. В случае неисполнения своих обязанностей налогоплательщиком, отчуждение его доли собственности в счет уплаты налогов осуществляется принудительно.

 

Законно установленный налог

Статья 57 Конституции РФ предусматривает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, т.е. такие налоги и сборы, которые установлены законом (а не любым нормативно-правовым актом).

Из статьи 3 Налогового кодекса РФ следует, что обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи может быть возложена на налогоплательщика только при одновременном выполнении следующих условий:

  • налог, сбор, иной взнос или платеж предусмотрен Налоговым кодексом РФ;

  • налог, сбор, иной взнос или платеж обладает всеми установленными Налоговым кодексом РФ признаками налога или сбора;

  • определены все элементы налогообложения.

Из Постановления Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П следует, что все элементы налогообложения должны быть определены законом, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе всех существенных элементов налогового обязательства. Данный вывод подтверждает и Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П, в п. 5 которого прямо указано "Конституционным требованием законного установления налога, в том числе регионального, является определение федеральным законодателем исчерпывающим и недискриминирующим образом круга плательщиков этого налога".

Этот вопрос имеет большое практическое значение, т.к. ряд исходя из изложенного не все налоги можно считать законно установленными (например, транспортный налог, НДФЛ с наследства), а это значит, что обязанности по уплате таких налогов нет и любые требования об уплате таких налогов являются незаконными.

Что же делать в таких случаях?

В таких случаях надо:

  • обязательно отвечать на каждое полученное налоговое уведомление;

  • отвечать таким образом, чтобы у налогового органа не оставалось никаких сомнений о возникшем споре о праве.

Спор о праве - это спор по принципиальному вопросу: если налог не установлен, то нет и обязанности его уплачивать. О возникшем споре о праве желательно известить суд или указать в ответе налоговому органу, что о возникшем споре о праве также извещен суд. Такое заявление в суд может быть следующего содержания:


В ____ суд
от Иванова И.И. проживающего по адресу: ____
Заявление о возникновении спора о праве
Согласно изложенному в налоговом уведомлении № _______ требованию, я должен уплатить денежные средства, такие как "_____ налог".
По основаниям, приведенным в моем ответе налоговому органу (копия прилагается), требование об уплате данного налога является незаконным (копия ответа прилагается). Данный налог не может считаться "законно установленным".
Извещаю суд, что в отношении уплаты _____ налога возник спор о праве. Мои аргументы основаны на Конституции РФ, постановлениях Конституционного Суда РФ, действующем налоговом законодательстве.
Заявляю, что рассмотрение (возможного) заявления налогового органа о взыскании с меня какой-либо недоимки по данному налогу в порядке приказного производства невозможно в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 125 ГПК РФ.
Приложение. Копия ответа налоговому органу от __.__.201__ на __ листах.
Дата. Подпись

По мнению некторых авторов (например, - Королева А.Н.) в такой ситуации налоговый орган, скорее всего, в суд не пойдет вообще: проиграв спор по существу хотя бы в одном суде, "похоронен" будет налог на всей территории России. Однако наша "локальная" цель – превентивными мерами добиться того, чтобы либо налоговый орган в суд вообще не обратился, либо при обращении в суд судья отказал в выдаче судебного приказа. Ибо судья понимает "цену вопроса" и в судебном процессе "налог Иванова И. И. против всего транспортного налога России" интересы государства победят независимо от законодательства, постановлений Конституционного Суда, честности и беспристрастности самого судьи, тем более при наличии апелляционной и кассационной инстанций. Финансовые интересы государства, даже основанные на глупости законодателей, явном беззаконии и безграмотных письмах Минфина, не оставят вам в процессе ни малейшего шанса. Поэтому, чтобы не подвергать проверке эти самые "честность и беспристрастность", до процесса лучше не доводить "по формальным основаниям" – "есть спор о праве, нет судебного приказа, нет его отмены, нет рассмотрения дела по существу в порядке искового производства".

 

Функции налогов в системе налогообложения

В теории налогового права принято различать следующие функции налогов:

  • регулирующая;

    • стимулирующая;

    • дестимулирующая;

    • воспроизводственная;

  • фискальная;

  • социальная;

  • контрольная.

Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов, установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин и др.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют налоги на природные ресурсы.

Фискальная функция является основной функцией налога. Главное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций: обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач.

Распределительная (социальная) функция - заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности.

 

Элементы налога и налогообложения

Элементы налога - это принципы, правила, категории и термины, которые закрепляются в нормативных актах и применяются для осуществления налогообложения.

В статье 17 НК РФ приведен перечень элементов налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным. К таким элементам относятся:

  • налогоплательщик;

  • объект налогообложения;

  • налоговая база;

  • налоговый период;

  • налоговая ставка;

  • порядок исчисления налога;

  • порядок и сроки уплаты налога.

Схематично существенные элементы налогообложения можно представить так:

Элементы налога и налогообложения

Указанные элементы являются общими для всех видов налогов. При помощи этих элементов устанавливается налоговая процедура, определяются порядок и размеры взимания налогов, особенности исчисления налогооблагаемой базы и самой суммы, определяются ставки, сроки и иные условия налогообложения.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов означает отсутствие у физических и юридических лиц обязанности по уплате такого налога.

Субъектами налога являются налогоплательщик. Согласно статье 19 НК налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.

 

Объект налогообложения

Согласно пункту 1 статьи 38 НК объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с положениями НК.

Объект налогообложения часто дает название самому налогу (например, транспортный налог, налог  на доходы физических лиц т.п.).

 

Налоговая база

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Общие вопросы исчисления налоговой базы закреплены в статье 54 НК.

Налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Названный порядок распространяется на налогоплательщиков-организации.

Согласно правилу, изложенному в пункте 2 статьи 54 НК, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ.

Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам (пункт 3 статьи 54 НК). К примеру, если налогоплательщик - физическое лицо получил доход от организации, то его доход определяется на основании справки по форме 2-НДФЛ, а если он получил доход от другого физического лица - тогда на основании декларации 3-НДФЛ и приложенной к ней копии расписки или иного платежного документа.

 

Налоговый период

Согласно пункту 1 статьи 55 НК под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

К примеру, для:

Федеральным законом от 18.07.2017 № 173-ФЗ в порядок определения налогового периода внесен ряд уточнений, а именно:

  • если организация была создана в период времени с 1 января по 30 ноября одного календарного года, то первым налоговым периодом для нее будет являться период времени со дня создания организации по 31 декабря этого календарного года;
  • если организация была создана в период времени с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, то первым налоговым периодом для нее будет являться период времени со дня ее создания по 31 декабря календарного года, следующего за годом ее создания;
  • если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена и утратила силу) в течение календарного года, налоговым периодом для такой организации (ИП) является период времени со дня создания организации (гос. регистрации физлица в качестве ИП) до дня гос. регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы гос. регистрации физлица в качестве ИП);
  • если организация создана (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена) в период времени с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года и прекращена путем ликвидации или реорганизации (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП утратила силу) до конца календарного года, следующего за годом создания организации (ИП), налоговым периодом для такой организации (такого ИП) является период времени со дня создания организации (регистрации ИП) до дня гос. регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы гос. регистрации физ. лица в качестве ИП);
  • если организация создана (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена) не менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для такой организации (такого ИП) является период времени со дня создания организации (гос. регистрации физ. лица в качестве ИП) до конца квартала, в котором создана организация (осуществлена гос. регистрация физлица в качестве ИП);
  • если организация создана (гос. регистрация физ. лица в качестве ИП осуществлена) менее чем за 10 дней до конца квартала, первым налоговым периодом для такой организации (такого ИП) является период времени со дня создания организации (гос. регистрации физ. лица в качестве ИП) до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация (осуществлена гос. регистрация физ. лица в качестве ИП).

 

Налоговая ставка

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Ставки различных налогов могут быть едиными, а могут быть и разными в зависимости от объекта, субъекта или других элементов налогообложения.

К примеру, для:

  • налога на доходы физических лиц налоговая ставка может быть 9%, 13%, 30%, 35% в зависимости от вида дохода и статуса налогоплательщика (статья 224 НК);

  • упрощенной системы налогообложения (УСН) налоговые ставки установлены в размере 6% и 15% в зависимости от объекта налогообложения (статья 346.20 НК);

  • по транспортному налогу статьей 361 Налогового кодекса установлены лишь условные ставки, которые могут быть изменены законами субъектов РФ не более чем в 10 раз;

  • по налогу на имущество физических лиц - ставки установлены Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" в зависимости от стоимости недвижимого имущества.

 

Порядок исчисления налога

По общему правилу, изложенному в части 1 статьи 52 НК, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Но, как известно, из любого правила есть исключения.

К примеру, по имущественным налогам физического лица (транспортный и земельный налоги, налог на имущество) обязанность по исчислению размера налога и направлению налогового уведомления об уплате налогов лежит на налоговом органе. Более того, до тех пор, пока налогоплательщик не получит налоговое уведомление, обязанности по уплате этих налогов у него не возникает.

 

Порядок и сроки уплаты налога

Согласно пункту 1 статьи 58 НК уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 1 статьи 57 НК сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

К примеру по:

  • налогу на доходы физических лиц срок уплаты налога установлен до 15 июля года, следующего за истекшим (статья 228 НК);

  • по транспортному налогу срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим (статья 363 НК).

Налоговые льготы

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 НК в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В Определении Конституционного суда РФ от 05.07.2001 № 162-О разъяснено, что льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в пункте 1 статьи 17 НК. Исходя из смысла пункта 2 этой статьи, льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления.

При этом необходимо помнить о том, что льготы могут предоставляться только отдельным категориям налогоплательщиков, к примеру:

 

Прямые и косвенные налоги

В теории налогового права принято также различать прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги - налоги, непосредственно обращенные к налогоплательщику, т.е. его доходам, имуществу и другим объектам налогообложения (при прямом налоге юридический и фактический плательщики представлены одним и тем же лицом).

Косвенные налоги - налоги, установленные в виде надбавки к цене реализуемых товаров и не связанные непосредственно с доходами или имуществом фактического плательщика (разновидность косвенных налогов - акциз, налог на добавленную стоимость).

Юридическая обязанность уплаты косвенного налога возлагается на предприятие, производящее определенную продукцию. Фактический же плательщик - потребитель этой продукции, который приобретает ее по ценам, повышенным на сумму косвенного налога.

 

Статья написана и размещена 21 октября 2012 года. Дополнена - 27.08.2015, 27.11.2015, 14.09.2016, 21.07.2017

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2017

 

Полезные ссылки по теме "Понятие и элементы налога и налогообложения"

  1. Подтверждение статуса налогового резидента РФ Порядок получения подтверждения статуса налогового резидента РФ

  2. Система налогов и сборов РФ

  3. Виды налогов:

  4. Налогообложение организаций

  5. Налогообложение физических лиц

  6. Налоговые проверки

  7. Налоговая ответственность за:

  8. Статус писем и других разъяснений Минфина и ФНС