юридическая и налоговая консультация онлайн по телефону, скайпу, аське

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

 

 

 

Реорганизация юридического лица (организации)

 

  1. Понятие и особенности реорганизации

  2. Формы реорганизации

  3. Этапы реорганизации

  4. Новеллы о реорганизации в Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ:

  5. Полезные ссылки

 

Эта статья написана в рамках пошагового руководства по самостоятельной регистрации бизнеса:

  1. Как зарегистрировать ИП (ПБЮЛ) и ООО в налоговой инспекции самому

  2. Подготовка и оформление необходимых документов для регистрации.

  3. Регистрация ООО (ЗАО, ОАО) или ИП в налоговой инспекции

  4. Когда не надо регистировать ИП?

  5. Регистрация ООО (ЗАО, ОАО) или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате)

  6. Изготовление печати.

  7. Открытие расчетного счета в банке.

  8. Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

  9. Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

  10. Способы ликвидации организации

 

Понятие и особенности реорганизации организации (юридического лица)

Реорганизация юридического лицаРеорганизация юридического лица - прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства.

В результате проведения реорганизации:

  • действующие юридические лица могут прекращать существование (при присоединении, слиянии, преобразовании), а также могут создаваться новые (при слиянии, выделении, разделении, преобразовании);

  • все права и обязанности реорганизуемого юридическог лица, в отличие от ликвидаци, переходят к вновь образованным юридическим лицам;

  • правопреемство (т.е. - переход прав и обязанностей) носит универсальный (общий) характер;

  • составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения).

  • Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

    И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.

  • необходимо соблюсти права всех кредиторов, т.е. письменно уведомить каждого из них до проведения реорганизации.

Принятие решения о проведении реорганизации может быть:

  • добровольным (по решению участников (акционеров) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами);

  • принудительным (по требованию антимонопольного органа, решению суда (пункт 2 статьи 57 ГК РФ, статья 38 ФЗ "О защите конкуренции").

 

Формы реорганизации

Гражданский кодекс РФ предусматривает 5 форм реорганизации:

  1. Слияние. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

  2. Присоединение. При присоединении одной организации к другой к последней переходят права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом.

  3. Разделение. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

  4. Выделение. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

  5. Преобразование. При преобразовании организации одного вида в организацию другого вида (изменении организационно-правовой форм) к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Схематично это выглядит так:

Формы реорганизации юридического лица

 

Этапы реорганизации

Порядок проведения реорганизации состоит из следующих шагов:

  1. Принятия участниками (акционерами, иным уполномоченным органом управления) решения о реорганизации.

  2. Уведомление регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации в течение 3 дней с момента принятия решения.

  3. Внесение в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.

  4. Публикация уведомления о процедуре в СМИ с периодичностью два раза в месяц (сообщение публикуется в журнале "Вестник государственной регистрации").

  5. Письменное уведомление кредиторов в течение 5 дней с момента уведомления регистрирующего органа.

  6. Составление разделительного баланса или передаточного акта.

  7. Снятие с учета в налоговой инспекции и во внебюджетных фондах (ПФР, ФСС, ФОМС).

  8. Закрытие расчетных счетов и уничтожение печатей (если необходимо).

  9. Регистрация в регистрирующем органе вновь возникших юридических лиц и снятие с учета прекративших существование.

  10. Постановка на учет во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС).

  11. Открытие расчетного счета в банке.

  12. Уведомление налоговой инспекции, ПФР, ФСС об открытии расчетного счета.

  13. При реорганизации акционерных обществ дополнительно необходимо зарегистрировать первичный и дополнительный выпуски ценных бумаг как в региональных отделениях ФСФР федеральных округов, так и в ФСФР России.

Государственная регистрация возникших при реорганизации коммерческих организаций, а также внесение записей в единый государственный реестр юридических лиц (при присоединении) происходит в общем порядке.

 

Реорганизация юридического лица в Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ"

В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" статья 57 ГК изложена в новой редакции:

Статья 57. Реорганизация юридического лица

(по состоянию на 01.07.2018)

← Статья 56. Ответственность юр. лица
Статья 59. Передаточный акт →
Редакция ст. 57 ГК РФ
до 01.09.2014
Редакция ст. 57 ГК РФ с 01.09.2014
(в редакции Закона № 99-ФЗ)
  1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

  2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

  3. Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

  4. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

  5. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

  6. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

  1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

  2. Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

    Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.
    Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

    Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

  3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

  4. Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

  5. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

  6. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

  7. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

    Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 601).

Комментарий к статье 57 Гражданского кодекса РФ

Законом № 99-ФЗ вводятся новые виды реорганизации комплексного характера: предлагается включить совмещенную реорганизацию, которая ранее была предусмотрена только для акционерных обществ.

Таким образом одновременно разрешаются любые реорганизации внутри коммерческих организаций, в том числе путем соединения в одном акте реорганизации нескольких ее способов (разделение с одновременным преобразованием и т.п.), а также реорганизация с участием более двух юридических лиц, что призвано облегчить диверсификацию предпринимательской деятельности.

Реорганизация юридического лица может быть добровольной (по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами) или принудительной (по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда).

Вместе с тем найден разумный баланс между интересами кредиторов реорганизуемого юридического лица и интересами его учредителей (участников) путем определенного ослабления права кредитора такой организации требовать от нее досрочного исполнения обязательств.

Статьей устанавливается запрет на преобразование коммерческого юридического лица в некоммерческое и наоборот. Возможность преобразования коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот допускается только в случаях реорганизации унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих корпораций (кроме общественных организаций), а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 57.

Статья 57 ГК определяет момент, с которого реорганизация считается завершенной, - момент государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Законом № 99-ФЗ статья 57 ГК дополнена правилом о недопустимости государственной регистрации создаваемого в результате реорганизации юридического лица ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации, которое в соответствии с п. 1 ст. 60.1 ГК может быть обжаловано в суде не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (если иной срок не установлен законом). Таким образом, кредиторы и участники реорганизуемого юридического лица имеют как минимум трехмесячный срок для реализации механизмов защиты их интересов. Введение этого положения в ГК обусловлено тем, что после внесения в реестр вновь созданных в результате реорганизации юридических лиц перешедшее к ним имущество может быть отчуждено вполне добросовестным третьим лицам, а "разворот" реорганизации не может повлиять на возврат такого имущества. По этой причине внесение "новых" юридических лиц в реестр не должно осуществляться до истечения срока на обжалование начала реорганизации.

 

Передаточный акт в Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ"

В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" статья 59 ГК изложена в новой редакции:

Статья 59. Передаточный акт

(по состоянию на 01.07.2018)

← Статья 56. Ответственность юр. лица
Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юр. лица →
Редакция ст. 59 ГК РФ
до 01.09.2014
Редакция ст. 59 ГК РФ с 01.09.2014
(в редакции Закона № 99-ФЗ)
  1. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

  2. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

  3. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

  1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

  2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

  3. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

 

Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица в Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ"

В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" статья 60 ГК изложена в новой редакции:

Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

(по состоянию на 01.07.2018)

← Статья 59. Передаточный акт
Статья 601. Последствия признания недействительным решения о реорганизации юр. лица →
Редакция ст. 60 ГК РФ
до 01.09.2014
Редакция ст. 60 ГК РФ с 01.09.2014
(в редакции Закона № 99-ФЗ)
  1. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

  2. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

  3. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.

  4. Кредитор юридического лица - открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.

  5. Указанные в настоящем пункте требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица.

    Требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.

  6. В случае, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица.

  7. Исполнение реорганизуемым юридическим лицом обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном настоящим Кодексом.

  8. В случае, если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица - должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения.

  9. Особенности реорганизации кредитных организаций, включая порядок уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации кредитной организации, порядок уведомления кредиторов реорганизуемых кредитных организаций, порядок предъявления кредиторами требований о досрочном исполнении или прекращении соответствующих обязательств и возмещении убытков, а также порядок раскрытия информации, затрагивающей финансово-хозяйственную деятельность реорганизуемой кредитной организации, определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. При этом положения пунктов 1 - 5 настоящей статьи к кредитным организациям не применяются.

  1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.
    Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

  2. Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.

  3. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

  4. Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.
    Право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

    Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных статьей 327 настоящего Кодекса.

    Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

    Предъявление кредиторами требований на основании настоящего пункта не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.

  5. Если кредитору, потребовавшему в соответствии с правилами настоящей статьи досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц (пункт 3 статьи 531), члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица (пункт 3 статьи 53), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.

  6. Предложенное кредитору обеспечение исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица или возмещения связанных с его прекращением убытков считается достаточным, если:

  7. 1) кредитор согласился принять такое обеспечение;

    2) кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.

  8. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.

Комментарий к статье 60 ГК

В статье 60 закреплены специальные гарантии прав и интересов кредиторов, состоящие в публичном сообщении о начале реорганизации и в предоставлении кредиторам ряда прав: потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, в том числе в определенных случаях за счет лиц, имеющих фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц, членов их коллегиальных органов и лица, уполномоченного выступать от имени реорганизованного юридического лица.

Тем кредиторам реорганизованных юридических лиц, которые пострадали в результате недобросовестного распределения активов и обязательств или в результате невозможности определить правопреемника на основе передаточного акта, предоставляется возможность привлечь к солидарной ответственности по обязательству реорганизованное юридическое лицо и созданных в результате реорганизации юридические лиц.

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридическое лицо обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В результате такого уведомления в ЕГРЮЛ появляются сведения об особом состоянии юридического лица (лиц) - запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. При надлежащем обеспечении принципа публичной достоверности реестра процедура уведомления способна в достаточной степени гарантировать права и интересы всех кредиторов реорганизуемого юридического лица (лиц).

Порядок уведомления регистрирующего органа определяется ст. 13.1 Закона о регистрации юридических лиц.

В статье четко определены правила "опубличивания" информации о реорганизации. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Статья 13.1 Закона о регистрации юридических лиц содержит обязанность по уведомлению:

  • регистрирующего органа - о начале процедуры реорганизации;

  • известных ему кредиторов о начале реорганизации.

Кредитор вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом. Следовательно, в случаях, когда обращение кредитора к ликвидационной комиссии (ликвидатору) с требованием о досрочном исполнении или прекращении обязательства не было рассмотрено или не возымело действия, кредитор должен обратиться в суд с иском о понуждении к исполнению обязательства или о прекращении обязательства на основании комментируемой статьи. Впрочем, кредитор вправе обратиться в суд непосредственно, главное, чтобы в любом случае заявление кредитора поступило в суд не позднее чем в течение 30 дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Обращение кредитора с указанными требованиями в суд не приостанавливает процедуру реорганизации, следовательно, требование кредитора должно быть рассмотрено и удовлетворено в достаточной степени быстро, с тем чтобы оно могло быть исполнено до завершения реорганизации.

Отказ кредитору в удовлетворении заявленного требования может быть обоснован тем, что такой кредитор имеет обеспечение, признаваемое достаточным.

Невыполнение требования кредитора о досрочном исполнении или прекращении обязательства вопреки судебному решению хотя и не приостанавливает реорганизацию, тем не менее влечет серьезные негативные последствия. Кредитор, не получивший исполнения или не получивший достаточного обеспечения, а равно кредитор, которому не возмещены все его убытки, привлекает к солидарной ответственности следующих лиц:

  • реорганизуемое юридическое лицо (в случае выделения);
  • юридических лиц, созданных в результате реорганизации;
  • лиц, имеющих фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц;
  • членов коллегиальных органов реорганизованных юридических лиц;
  • лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица.

Лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц, члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица, могут быть привлечены к ответственности перед кредитором только в случаях, если они своими действиями (бездействием) способствовали возникновению у кредитора убытков, связанных с реорганизацией.

 

Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица в Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ"

Законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" вводится новые статьия 601 и 602 ГК изложена в новой редакции:

Статья 601. Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица

(по состоянию на 01.07.2018)

← Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юр. лица
Статья 602. Признание реорганизации корпорации несостоявшейся →
  1. 1. Решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом.

  2. Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.

  3. Признание судом недействительным решения о реорганизации юридического лица не влечет ликвидации образовавшегося в результате реорганизации юридического лица, а также не является основанием для признания недействительными сделок, совершенных таким юридическим лицом.

  4. В случае признания решения о реорганизации юридического лица недействительным до окончания реорганизации, если осуществлена государственная регистрация части юридических лиц, подлежащих созданию в результате реорганизации, правопреемство наступает только в отношении таких зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами.

  5. Лица, недобросовестно способствовавшие принятию признанного судом недействительным решения о реорганизации, обязаны солидарно возместить убытки участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшему против принятия решения о реорганизации или не принимавшему участия в голосовании, а также кредиторам реорганизованного юридического лица. Солидарно с данными лицами, недобросовестно способствовавшими принятию решения о реорганизации, отвечают юридические лица, созданные в результате реорганизации на основании указанного решения.

  6. Если решение о реорганизации юридического лица принималось коллегиальным органом, солидарная ответственность возлагается на членов этого органа, голосовавших за принятие соответствующего решения.

Комментарий к статье 601 ГК

В статье 601 ГК впервые собраны на уровне ГК общие правила противодействия незаконной реорганизации (уклонение от уплаты налогов и исполнение гражданско-правовых обязательств, "увод" имущества в "личное" пользование, лишение партнеров по управлению юридическими лицами корпоративного контроля и т.п.), ранее разбросанные по специальным законам, а также выработанные судебной практикой.

В связи с тем что после признания судом реорганизации недействительной возникает множество сложных правовых проблем, связанных с "судьбами" появившихся в результате реорганизации юридических лиц, сделок, совершенных правопреемниками реорганизованного лица, с отношениями участников, собственников имущества, кредиторов, работников, перед законодателем встала дилемма: развертывать ли "клубок противоречий", возникших в результате признанной судом недействительной реорганизации, в обратную сторону (признавая юридическую недействительность всех результатов реорганизации) или в целях стабильности оборота оставить все так, как есть, предусмотрев достаточно "суровые" гражданско-правовые меры воздействия на лиц, "виновных" в реорганизации.

Законодатель выбрал второй путь, предпочтя солидарность ответственности виновных лиц как принцип последствий недействительности решения о реорганизации той правовой "неразберихи", которая непременно возникла бы в случае ликвидации созданных в результате реорганизации юридических лиц и наложения печати "подозрительности" на все совершенные им сделки.

В судебной практике к решениям о реорганизации, которые могут быть оспорены, относятся:

  • решения общего собрания участников
  • решения налоговой инспекции
  • запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица
  • решения уполномоченного государственного или муниципального органа о реорганизации унитарного предприятия.

С учетом п. 2 статьи 601 ГК (которым запрещено ликвидировать вновь образованные юридические лица) можно сделать следующий вывод: оспаривание решений, касающихся любых записей в ЕГРЮЛ (о прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица, о создании в результате реорганизации нового юридического лица - правопреемника и т.п.), не только нецелесообразно, но и противоречит закону. К примеру, если будут признаны недействительными решение налоговой инспекции и запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица, а его правопреемник продолжит свое существование (аннулировать запись о нем в ЕГРЮЛ нельзя, так как это будет означать его ликвидацию), возникнет тупиковая правовая ситуация.

Таким образом, под решениями о реорганизации, которые могут быть признаны недействительными, следует понимать соответствующие решения тех органов юридических лиц и учредителей, которые компетентны в соответствии с нормами законов и учредительными документами принимать решения о реорганизации. К таковым относятся:

  • для корпораций - решения общих собраний - ст. 65.3 ГК;
  • для унитарных предприятий - решение (распоряжение, приказ и т.п.) уполномоченного собственником имущества государственного или муниципального органа;
  • для всех остальных - решение учредителей либо единоличного или коллегиального органа управления.

Субъектов оспаривания:

  • для корпоративных юридических лиц - участник
  • для других юридических лиц - учредитель (если решение о реорганизации было принято органом управления юридического лица), а также органы, защищающие публичные интересы и имеющие право на такое оспаривание в соответствии с законом (так называемые процессуальные истцы - прокуроры, органы государственной власти и управления, осуществляющие надзорные функции в том или ином сегменте гражданского оборота).

Т.к. встатье 601 ГК не установлен пресекательный характер трехмесячного срока, срок оспаривания установлен для обращения с иском в суд, соответственно, этот срок является сокращенным сроком исковой давности, к которому применяются все положения о порядке исчисления срока исковой давности: начале и окончании, перерыве и восстановлении и т.п.

Началом течения срока является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК). Однако если, к примеру, участник юридического лица узнал об этой записи более чем через три месяца после ее внесения пропущенный срок может быть восстановлен судом.

П. 2 статьи 601 ГК является ключевым в современной законодательной конструкции признания реорганизации недействительной: с целью поддержания стабильности гражданского оборота созданное в результате реорганизации юридическое лицо (лица) не ликвидируется, а сделки, им совершенные, не аннулируются - не признаются недействительными лишь только потому, что реорганизация была проведена незаконно.

В п. 3 статьи 601 ГК содержится важное положение, касающееся пусть и достаточно редко встречающихся, но сложных случаев, когда "устроители" реорганизации были "пойманы" на полпути. Дело в том, что в зависимости от формы реорганизации этот процесс может быть достаточно длительным и в какой-то мере ступенчатым (поэтапным). На каждом этапе происходит реорганизация юридического лица в той или иной форме (например, на базе структурного подразделения выделяется новое юридическое лицо, а план реорганизации предусматривает присоединение одного юридического лица к другому).

Если руководствоваться приведенным примером, то п. 3 статьи 601 ГК регулирует ситуацию, когда после регистрации выделившегося юридического лица все решение о реорганизации признано судом недействительным. В этом случае процесс реорганизации останавливается, но новое (выделенное) юридическое лицо по общему правилу не ликвидируется (сохраняется) и является правопреемником реорганизованного лица в той части, которая определена передаточным актом.

Установив, что решение проблемы последствий незаконной реорганизации юридического лица лежит вне плоскости полного восстановления положения, существовавшего до реорганизации (сохраняется "статус-кво" на момент принятия решения о недействительности реорганизации), законодатель сделал ставку на защиту прав пострадавших от реорганизации лиц путем использования такого универсального гражданско-правового способа, как возмещение убытков.

При этом законодатель предусмотрел серьезные гарантии высокой степени неотвратимости наказания:

  • определил широкий круг лиц, имеющих право на возмещение убытков. Это те участники реорганизованного юридического лица, которые были против реорганизации, и все кредиторы такого лица;
  • определил широкий круг отвечающих лиц:
    • лица, принимавшие решение о реорганизации (учредители, участники, собственники имущества, единоличные органы управления) - при наличии признака недобросовестности, а точнее - злонамеренности;
    • созданные в результате реорганизации юридические лица безотносительно вины, объема перешедших прав и обязанностей;
    • члены коллегиального органа, принявшего решение о реорганизации и голосовавшие за такое решение;
  • установил солидарность ответственности виновников незаконной реорганизации.

 

Статья 602. Признание реорганизации корпорации несостоявшейся

(по состоянию на 01.07.2018)

← Статья 601. Последствия признания недействительным решения о реорганизации юр. лица
Статья 61. Ликвидация юр. лица →
  1. Суд по требованию участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по данному вопросу, может признать реорганизацию несостоявшейся в случае, если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованной корпорации, а также в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации.

  2. Решение суда о признании реорганизации несостоявшейся влечет следующие правовые последствия:

  3. 1) восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации, о чем делаются соответствующие записи в едином государственном реестре юридических лиц;

    2) сделки юридических лиц, созданных в результате реорганизации, с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;

    3) переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, при этом предоставление (платежи, услуги и т.п.), осуществленное в пользу юридического лица, созданного в результате реорганизации, должниками, добросовестно полагавшимися на правопреемство на стороне кредитора, признается совершенным в пользу управомоченного лица. Если за счет имущества (активов) одного из юридических лиц, участвовавших в реорганизации, исполнены обязанности другого из них, перешедшие к юридическому лицу, созданному в результате реорганизации, к отношениям указанных лиц применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60). Произведенные выплаты могут быть оспорены по заявлению лица, за счет средств которого они были произведены, если получатель исполнения знал или должен был знать о незаконности реорганизации;

    4) участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации, а при смене участников юридического лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 652 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 602 ГК

Статья 602 ГК продолжает тему последствий незаконной реорганизации, начатую в ст. 601 ГК, устанавливая при этом ограниченный круг реорганизованных юридических лиц и лиц, имеющих право на обращение в суд, специфические условия правонарушения, особый предмет требования, принципиально другие (более тяжелые) последствия. В этом смысле нормы комментируемой статьи можно назвать (по аналогии с законами) специальными относительно общих норм предыдущей статьи.

Реорганизованные юридические лица - только корпорации, т.е. юридические лица, основанные на праве участия (членстве) (ст. 65.1 ГК).

Субъекты права на защиту - только участники корпорации (без исключений), воля которых против реорганизации выражена прямо (голосовали против) либо косвенно (о собрании извещены, но не участвовали либо не извещались вообще).

Одно из условий правонарушения - это когда решение о реорганизации фальсифицировано (подделано). Форма подлога всегда будет документальной - в протоколе общего собрания указано, что решение о реорганизации принято таким-то количеством участников, но либо такой вопрос на собрании не обсуждался, либо не было кворума, либо число голосовавших за принятие решения о реорганизации не соответствовало указанному в протоколе или было менее, чем требовалось в соответствии с законом или уставом.

Предмет требований - признание реорганизации несостоявшейся. В определенном смысле такая форма делегитимизации реорганизации "тяжелее", чем признание недействительным решения о реорганизации. Ведь в последнем случае речь идет о том, что реорганизация была (состоялась), но недействительно само юридическое действие, тогда как в комментируемой ситуации законодатель признает, что вообще не было не действия, ни поступка, ни акта, ни сделки.

Последствия (принципиально) - это восстановление положения, существовавшего до реорганизации в части правоспособности реорганизованного юридического лица.

Почему законодатель, так "деликатно" относящийся к незаконной реорганизации в общих случаях (см. ст. 60.1 ГК) в целях сохранения стабильности гражданского оборота, так жестко требует восстановления статус-кво для реорганизованных корпораций. Причина этого определяется тяжестью правонарушения, совершенного в форме подлога (злонамеренной реорганизации), и кроется в особых, имеющих существенное значение для имущественного оборота, корпоративных отношениях. Ведь участие в юридическом лице - это прежде всего инвестиция, и злонамеренная реорганизация направлена в основном на обман бизнес-партнеров, на хищение материальных благ, вложенных ими в дело, либо тех, которые они рассчитывают получить в результате вложения (дивиденды, маржа в результате продажи и проч.).

Последствия злонамеренной (подложной) реорганизации указаны в п. 2 статьи 602 ГК.

 

Читать далее о создании, реорганизации, ликвидации организации:

  1. Название организации

  2. Место нахождения организации

  3. Учредительные документы для регистрации юридического лица

  4. Заполнение заявления Р11001, Р21001

  5. Подача документов в налоговую инспекцию

  6. Смена генерального директора

  7. Ликвидация организации

 

Статья подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 8 марта 2012 года.

Статья написана и размещена 8 марта 2012 года. Дополнена - 09.05.2014, 02.07.2017

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2018

 

Полезные ссылки по теме "Реорганизация организации (юридического лица)"

  1. Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

  2. Выписка из ЕГРЮЛ

  3. Адреса, телефоны, интернет-сайты, реквизиты налоговых инспекций Санкт-Петербурга

  4. Адреса, телефоны, интернет-сайты, реквизиты налоговых инспекций Москвы

  5. Адреса налоговых инспекций (другие города России)

  6. Как платить налоги и сдавать отчетность?