|
Пени по налогам и договору
Что такое пеня
Согласно статье 75 Налогового кодекса РФ (далее - НК) пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Т.о. в ГК под пеней понимается разновидность неустойки, при которой сумма неустойки возрастает пропорционально сроку задолженности. Пеня в гражданском праве выступает в качестве длящейся неустойки, которая подлежит взысканию за каждый день просрочки обязательства, не исполненного в установленный срок. В свою очередь НК РФ признает пеню в качестве одного из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, состоящих во взыскании установленной денежной суммы, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сравнение гражданского и налогового законодательства позволяет выделить следующие общие черты, характеризующие общеправовое понятие "пеня":
Пени по договоруНеустойка в виде пени представляет собой определенный процент от суммы долга, установленный на случай просрочки его исполнения и подлежащий периодической уплате, т.е. по сути длящуюся неустойку. Во многих случаях неустойка не покрывает все понесенные потерпевшим убытки. Поэтому за ним сохраняется право на их взыскание, но только в части, не покрытой неустойкой (статья 394 ГК). Неустойка в виде пени может быть установлена в твердой сумме (например, 100 рублей за какое-либо нарушение обязательств по договору), в процентах к сумме неисполненного обязательства (например, 1% с суммы просроченного платежа), а также иметь форму повышенной оплаты поставленного товара или оказываемой услуги (например, взыскание с грузополучателей повышенной платы за хранение несвоевременно вывезенных грузов). При этом пеня может начисляться однократно или за каждый день нарушения договора. В последнем случае ее принято ограничивать определенным максимумом, обычно 8 - 10% общей суммы нарушенного обязательства. Неустойку в виде непрерывно текущей пени, следует отличать от внешне схожего с ней процента. Процент в большинстве случаев признается не мерой ответственности, а платой за пользование чужими денежными средствами.
Пени по налогамИз определения следует, что пеня по налогам - это денежная сумма, часть имущества налогоплательщика, которой он лишается. Основанием для лишения налогоплательщика принадлежащего ему имущества является неуплата или неполная уплата налогов в установленный срок или уплата налогов в более поздние сроки, чем установлено законодательством. Согласно пункту 2 статьи 75 НК сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня является одним из проявлений более общего понятия - юридической ответственности - обязанности лица, совершившего правонарушение, претерпевать меры государственно-правового принуждения, выражающаяся в ограничениях личного неимущественного, организационного или имущественного характера. Основанием для лишения налогоплательщика принадлежащего ему имущества является нарушение законодательно установленного срока уплаты (перечисления) налога, авансового платежа или сбора. Следовательно, пеня - это дополнительный платеж, который неотделим от правонарушения и выступает его следствием. Уплата пени выходит за рамки основной (нарушенной) обязанности и означает для налогоплательщика исполнение новой (дополнительной) обязанности, которая возникает из юридического факта правонарушения в виде просрочки уплаты (перечисления) налога, авансового платежа или сбора и заключается в необходимости претерпеть лишения имущественного характера. Так, в отличие от иных способов обеспечения, правоотношения по применению которых прекращаются в момент уплаты налога или сбора, исполнение обязанности по уплате налога хотя и прекращает начисление пени на сумму недоимки, но не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить уже причитающиеся ему суммы пеней. По своим правовым характеристикам пеня кардинально отличается от иных способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов любым иным способом, указанным в главе 11 НК, изменяет лишь порядок взыскания налогов или сборов, но не увеличивает размер взыскиваемых сумм. Напротив, начисление пени стимулирует налогоплательщика к исполнению своей обязанности по уплате налогов своевременно и в полном объеме под угрозой несения в случае просрочки уплаты дополнительных расходов. При этом уплата пени всегда сопряжена с государственным принуждением. Возможность добровольного исполнения налогоплательщиком возложенной на него обязанности по уплате пени не меняет принудительного характера этой меры, поскольку государство всегда оставляет за собой право принудить правонарушителя к претерпеванию тех негативных последствий, которые вытекают из применения к нему этой санкции. А именно, при неуплате пени подлежат принудительному взысканию с налогообязанного лица. Налоговая пеня по своим сущностным чертам является аналогом законной неустойки, применяемой в гражданском праве. Основание начисления пениНачисление пени связано исключительно с фактом просрочки уплаты (перечисления) налогов, авансовых платежей или сборов, т.е. возникновением недоимки, и не может быть связано с какими-либо иными обстоятельствами (например, с порядком отражения сумм налогов в карточках лицевых счетов налогоплательщика). Возможность взыскания пени при наличии переплаты по налогуПеня подлежит взысканию с налогообязанного лица в целях компенсации того имущественного ущерба, который был понесен государством в результате недополучения в законодательно установленный срок сумм налогов (авансовых платежей, сборов). В связи с этим наличие у налогообязанного лица переплаты по налогу обязательно должно учитываться при вынесении решения о начислении пени. Согласно п. п. 4, 5, 14 ст. 78 НК, суммы излишне уплаченных налогов, авансовых платежей по налогу, сборов, пеней и штрафов подлежат зачету в счет предстоящих платежей по этому же или иным налогам либо в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам. В Налоговом кодексе РФ не содержится разъяснений по поводу того, можно ли начислить налогоплательщику пени, если у него на момент возникновения недоимки есть переплата того же налога в тот же бюджет. Складывающаяся судебная практика свитедельствует о том, что начисление пеней неправомерно, если на дату уплаты налога имелась переплата того же налога в тот же бюджет (Постановление ФАС Центрального округа от 28.03.2014 по делу N А09-1913/2013; Постановление ФАС Московского округа от 08.08.2012 по делу N А40-122352/11-91-496; Постановление ФАС Уральского округа от 13.10.2011 N Ф09-6497/11 по делу N А47-4407/10). Правила расчета размера пениПроцесс установления точной суммы компенсации, причитающейся государству в случае просрочки уплаты налога, является достаточно затруднительным, если вообще реальным. Размер пени в принципе не может быть полностью соотнесен с размером причиненного государству ущерба, поскольку в силу специфики бюджетных правоотношений такой ущерб не может быть подвергнут точной количественной оценке (это потребовало бы учета огромного количества факторов, на практике не поддающихся исчислению). Поэтому единственно возможным вариантом в данной ситуации является какое-либо условное определение размера пени с применением фиксированной, законодательно установленной методики, посредством которой размер компенсации государству определялся бы расчетным путем. Размер ущерба, причиняемого государству в результате нарушения срока уплаты налога, зависит, во-первых, от размера основного долга (недоимки), во-вторых, от продолжительности просрочки. Исходя из этого, о компенсационном характере пени можно говорить только тогда, когда ее размер примерно соответствует стоимости денежных средств в заемных и кредитных отношениях, определяемой в конкретный период просрочки уплаты налогов, при условии исчисления размера пени с учетом инфляционных процессов, происходящих в экономике страны. С 01.01.2016 в целях исчисления пени используется ключевая ставка Центрального банка РФ. С 01.10.2017 процентная ставка пени принимается равной:
Уменьшение размера пениВ большинстве случаев применение прогрессирующих начислений на основную сумму налога оправдано в целях побуждения налогообязанного лица к скорейшему погашению налоговой задолженност. Но иногда налогообязанное лицо по тем или иным причинам (как объективного, так и субъективного характера) оказывается не в состоянии уплатить причитающиеся с него суммы налога. В такой ситуации должны эффективно работать налогово-правовые механизмы "амнистирующего" характера (изменение срока уплаты налога, реструктуризация налоговой задолженности, списание безнадежного долга и др.). В соответствии с п. 4 ст. 75 НК размер пеней определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Налоговый кодекс РФ не дает ответа на вопросы, можно ли уменьшить размер пеней и в каких случаях это допустимо. Складывающаяся судебная практика свитедельствует о том, что уменьшить размер пеней нельзя. При этом не имеет значения, что сумма пеней несоразмерна недоимке или есть смягчающие обстоятельства, а также то, что вины налогоплательщика в неуплате налога нет. Так согласно разъяснению, данному в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности. Таким образом, налоговое законодательство не содержит норм о возможности снижения начисленных налоговым органом за несвоевременную уплату налогоплательщиком налога пеней при наличии смягчающих ответственность обстоятельств (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.02.2008 N Ф08-42/08-24А). Период начисления пениВ п. 3 ст. 75 НК РФ указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Исходя из этого положения НК РФ, можно заключить, что последний определенный законом день уплаты налога не включается в период просрочки, и начисление пени начинается со следующего дня. Однако Кодекс не дает ответа на вопрос, включается ли день погашения недоимки в срок начисления пени. По мнению налоговых органов, день, в который недоимка была погашена, должен входить в расчет пеней, поскольку на начало этого дня задолженность по налогу еще существовала. Сроки принудительного взыскания задолженности по пенямИсходя из содержания ст. ст. 46 - 48 и 75 НК, обязанность по уплате пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика (налогового агента), помимо обязанности по уплате (перечислению) налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Иными словами, пеня является для налогообязанного лица дополнительным платежом, производным от суммы основного долга (недоимки по налогу), и не может быть взыскана при отсутствии оснований для взыскания суммы налога, на которую они начислены (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 3 июля 2006 г. N Ф04-4024/2006(24154-А45-33) по делу N А45-25038/05-16/803; ФАС Уральского округа от 19 февраля 2008 г. N Ф09-440/08-С1 по делу N А71-6663/07, от 9 апреля 2008 г. N Ф09-2159/08-С3 по делу N А71-6098/07). Разграничение процедур взыскания налогов и пеней недопустимо в силу того, что дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. В связи с этим после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени уже не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению и не могут быть взысканы в принудительном порядке. Данный вывод изложен в актах арбитражных судов разных округов и неоднократно подтвержден Высшим Арбитражным Судом РФ. Обстоятельства, исключающие начисление пениВ российской юридической литературе, как правило, отмечается, что одним из главных и универсальных принципов юридической ответственности является принцип вины. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25 января 2001 г. N 1-П также отмечает, что "наличие вины - общий и общепризнанный принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, то есть закреплено непосредственно". В Постановлении от 27 апреля 2001 г. N 7-П Конституционный Суд РФ вновь подтверждает, что к основаниям юридической ответственности, исходя из общего понятия состава правонарушения, относится и вина, если в самом законе прямо и недвусмысленно не установлено иное. В то же время нормы финансового законодательства в большинстве случаев, напротив, предполагают безвиновный порядок применения мер финансовой ответственности. По нашему мнению, это оправданно, так как в результате совершения финансового правонарушения вред причиняется не отдельному лицу (частному субъекту), а обществу в целом.
Статья написана и размещена 11 апреля 2016 года. Дополнена - 03.10.2017 ВНИМАНИЕ! Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора. Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2020
Полезные ссылки по теме "Пени по налогам и договору"
Ключевые слова: неустойка, пени, по налогам, договору
|