юридическая и налоговая консультация онлайн по телефону, скайпу, аське

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

 

 

 

Изменение Налогового кодекса РФ с 1 января 2022 года

 

Эта статья - продолжение (начало - часть 1) комментариев изменений в Налоговый кодекс РФ, вступающих в силу с 1 января 2022 года.

Изменения налогового законодательства с 01.01.2022В течение всего 2021 года по сложившейся традиции в налоговое законодательство внесли кучу изменений, одни из которых уже действуют, другие - вступают в действие 1 января 2022 года или в течение 2022 года.

На какие же из них стоит обратить особое внимание представителям малого и среднего бизнеса?

Предлагаем обзор самых существенных изменений:

Краткий обзор изменений налогового законодательства с 01.01.2022

Подробный обзор изменений налогового законодательства в 2022 году:

Изменения налогового законодательства в 2022 году

  1. Льготы по земельному налогу для пенсионеров

  2. Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки, привлечение к налоговой ответственности

  3. Изменения по НДС

  4. Изменения по НДФЛ

  5. Изменения по налогу на прибыль

  6. Изменения по УСН

  7. Изменения по ЕНВД

  8. Изменения по транспортному налогу

  9. Налог на имущество организаций

  10. Налог на имущество физических лиц

  11. Земельный налог

  12. Изменения по страховым взносам

  13. Изменение КБК в 2022 году

  14. Полезные ссылки по теме

 

Изменения по ЕНВД в 2021 году

С 01.01.2021 отменяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)

С 01.01.2020:

  • Налогоплательщики, торгующие в розницу маркированными товарами (лекарства; обувь; одежда и продукция из натурального меха), с 1 января 2020 года не смогут применять спецрежим. Если продажа таких товаров произойдет в середине квартала, то налоги за этот квартал нужно будет заплатить по общему режиму.
  • Коэффициент-дефлятор по ЕНВД на 2020 год - 2,009;
  • Правопреемники на ЕНВД должны будут восстановить НДС, который принял к вычету их правопредшественник, если:
    • полученные от правопредшественника товары, работы, услуги, имущественные права начинают использоваться в операциях, которые не облагаются НДС;
    • правопредшественник в качестве покупателя перечислил предоплату и заявил с нее вычет по НДС, а отгрузка товара (либо возврат аванса при расторжении или изменении договора) осуществляется уже правопреемнику, который тоже заявляет налоговый вычет;
    • уменьшилась стоимость товаров, приобретенных правопредшественником.

 

Изменения по транспортному налогу

С 01.01.2021:

  • отменяется обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам за 2020 год и последующие налоговые периоды;

  • установлены единые сроки уплаты организациями транспортного и земельного налогов - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

  • исчисление транспортного налога в случае гибели или уничтожения транспортного средства будет прекращено на основании заявления налогоплательщика (исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства на основании заявления, вместе с которым налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения. Указанные заявление и документы могут быть представлены через МФЦ).

С 2020 года организации должны будут сообщать о льготах по транспортному налогу по отдельной форме. ФНС пояснила: подавать заявление придется только за налоговые периоды начиная с 2020 года (Письмо ФНС России от 12.09.2019 № БС-4-21/18359@). За предыдущие годы, а также за периоды в течение 2020 года, когда, например, организация ликвидирована или реорганизована, организации должны сообщать о льготируемых объектах в декларациях. Отдельное заявление не нужно.

Регионы больше не будут устанавливать срок уплаты транспортного налога организациями. Юрлица должны будут перечислять налог не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи - не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Изменения вступят в силу с 1 января 2021 года и будут применяться начиная с уплаты налога за 2020 год.

С 2020 года вводится беззаявительный порядок предоставления физлицам льгот по транспортному налогу. То есть льготникам, владеющим налогооблагаемыми транспортными средствами, больше не потребуется обращаться с заявлениями в инспекцию, если у нее уже есть соответствующие сведения, полученные в рамках межведомственного взаимодействия. Так, ФНС России будет получать сведения от Пенсионного фонда России о пенсионерах, предпенсионерах, инвалидах, а также от органов соцзащиты населения о многодетных. Кроме того, налоговые органы будут использовать сведения о транспортных средствах, получаемые от органов ГИБДД МВД России - например, об автомашинах мощностью до 70 л.с., освобождаемых от налогообложения на основании закона субъекта РФ о транспортном налоге.

15.04.2019 вступили в силу изменения в НК (Закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ, далее - Закон), согласно которым:

  • с 2018 года не являются объектом налогообложения ТС, находящиеся в розыске, а также ТС, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска до месяца его возврата владельцу. Таким образом, окончание розыска ТС, не приведшего к его возврату хозяину, не повлечет возобновление налогообложения;

  • с 2020 года отменена обязанность организаций по представлению налоговых деклараций по транспортному налогу. Налоговые органы направляют налогоплательщикам (их обособленным подразделениям) сообщения об исчисленных суммах налога на основании сведений от регистрирующих органов (ГИБДД, ГИМС МЧС, гостехнадзора и т. п.). Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога;

  • с 1 января 2020 года для организаций вводится заявительный порядок предоставления документов о налоговой льготе по транспортному налогу. Форму заявления утвердит ФНС России.

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в НК РФ, в том числе:

  • для физлиц отменяется применение повышающих коэффициентов 1,3 и 1,5 при расчете транспортного налога на дорогостоящие легковые автомобили. Для авто средней стоимостью от 3 до 5 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 3 лет, при расчете налога будет применяться только повышающий коэффициент 1,1. расширен Перечень автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей, формируемый Минпромторгом России;

  • для организаций прекращает действовать федеральная льгота, уменьшающая налог в отношении ТС массой свыше 12 тонн на величину платы, внесенной в систему "ПЛАТОН";

  • скорректирован порядок заполнения налоговой декларации по транспортному налогу.

Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ пункт 3 статьи 361.1 Налогового кодекса РФ изложен в новой редакции. Т.о. с 01.01.2018 изменяется порядок предоставления льгот физическим лицам по транспортному и земельному налогу, налогу на имущество физлиц, а именно:

Налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.

Лицо, получившее запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения будут утверждены ФНС России в конце 2017 года.



Перечень дорогих автомобилей применяют лишь в отношении периода, в котором он опубликован

В п. 2 ст. 362 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 327-ФЗ) уточнено, что перечень дорогих автомобилей применяется при расчете транспортного налога только за период, в котором он не позднее 1 марта размещен на официальном сайте Минпромторга. Значит, в отношении добавленных в перечень моделей пересчитывать налог за прошлые годы с применением повышающего коэффициента не нужно, что выгодно налогоплательщику.

Если автомобиль поставлен на учет после 15-го числа, то новому владельцу за этот месяц налог платить не нужно (п. 3 ст. 362 НК (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ).

 

Налог на имущество организаций

Чтобы в 2022 году заявить льготу по объектам, которые облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости, потребуется заполнить специальное заявление. Такой порядок связан с отменой деклараций по "кадастровой" недвижимости.

Начиная с декларации по налогу на имущество за 2022 год организациям не придется отчитываться по недвижимости, которую облагают по кадастровой стоимости. Чтобы сообщить о льготах по этим объектам, нужно будет подать заявление. При этом:

  • заявление применяют с налогового периода 2022 года, однако, если организацию в 2022 году ликвидируют, действует прежний порядок (т.е. сообщить о льготе нужно в декларации);

  • авансовые платежи с учетом льготы можно перечислять без заявления. Если не заявить о льготе и не отказаться от нее, инспекция будет использовать информацию, которой располагает. Если сведений о праве на льготу нет, в сообщении о сумме налога укажут полный размер обязательства. Тогда у организации будет 10 дней с момента получения сообщения, чтобы подать заявление о льготе;

  • если заявить льготу на весь налоговый период, можно получить одновременно и уведомление о ее предоставлении, и отказ. Так случится, если у инспекции не будет подтверждения о праве на нее за часть периода;

  • заявление нельзя подать через личный кабинет налогоплательщика.

Срока для направления заявления нет. В ФНС посоветовали не торопиться подавать заявление на весь год и последующие периоды в начале 2022 года, ведь документов, которые подтверждают период льготы, может не быть (Письмо ФНС России от 02.09.2021 № БС-4-21/12421@).


С 1 января 2021 года в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций необходимо включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств.

С 1 января 2020 года будет не важно, учтена недвижимость как основное средство или нет. Платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости нужно будет и по иным активам, которые принадлежат организациям на праве собственности или хозяйственного ведения (если недвижимость не является основным средством, сейчас налог исходя из кадастровой стоимости по ней не платят. Так разъяснял Минфин. Исключение - жилые дома. Если они являются основным средством, то налог платят исходя из среднегодовой стоимости, а если не являются - исходя из кадастровой).

Также скорректируют перечень недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости. С 1 января 2020 года в нем наряду с торгово-офисной недвижимостью будет имущество, которое признается объектом обложения налогом на имущество физлиц:

  • жилые дома;
  • квартиры, комнаты;
  • гаражи и машино-места;
  • единые недвижимые комплексы;
  • объекты незавершенного строительства;
  • иные здания, строения, сооружения, помещения.

По сути, перечень открытый. ФНС России пояснила: платить или нет налог исходя из кадастровой стоимости по указанным объектам, зависит от решения регионов.

15.04.2019 вступили в силу изменения в НК (Закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ, далее - Закон), согласно которым:

  • с 15 апреля 2019 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ. Аналогичные изменения внесены в главы 31-32 Налогового кодекса;

  • с 2020 года отменена обязанность по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций, а также вводится возможность представления единой налоговой отчетности по налогу. Так, налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения своих объектов недвижимости на территории субъекта РФ, сможет представлять налоговую декларацию по всем объектам в одну инспекцию по своему выбору. Достаточно уведомить об этом налоговый орган по субъекту РФ до 1 марта. До утверждения ФНС России формы уведомления налогоплательщик вправе уведомить налоговый орган в произвольной форме.

С 01.01.2019:

  • Оспаривание кадастровой стоимости, исправление ошибок: налог на недвижимое имущество можно будет пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если в 2019 году кадастровая стоимость:

    • изменится из-за исправления технической ошибки в величине кадастровой стоимости;

    • уменьшится из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

    • изменится из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;

    • уменьшится из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

  • движимое имущество исключено из объектов налогообложения (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ);

  • налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ);

  • налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию.


С 1 января 2018 года Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ вводится налог на движимое имущество. Ставка налога составит 1,1%. Налог на имущество надо будет платить с транспортных средств, оборудования и другого движимого имущества. С 2018 года каждый регион сам определяет, предоставлять ли льготу по движимому имуществу. Если регион не примет свой закон о льготах по налогу, то в 2018 году организации платят налог на движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года, по ставке 1,1%.

Льготы по налогу на имущество с 2018 года введены в следующих регионах:

Субъект РФ На какое имущество распространяется льгота Льготы Кто вправе применять льготу Нормативный акт
Санкт-Петербург Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже1, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет

Полное освобождение от налога

Все организации Закон Санкт-Петербурга № 785-129 от 29.11.2017
Астраханская область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже1 Пониженная налоговая ставка – 0,5% Организации, добывающие углеводородное сырье на морских месторождениях, расположенных в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря Закон Астраханской области № 60/2017-ОЗ от 31.10.2017
Бурятия Железнодорожный подвижной состав, произведенный в 2013 году и позже.
Дата производства определяется по техническому паспорту
Полное освобождение от налога Все организации Закон Республики Бурятия № 2568-V от 10.10.2017
Волгоградская область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже1 Пониженная налоговая ставка – 1,1% Все организации Закон Волгоградской области № 116-ОД от 29.11.2017
Еврейская автономная область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже1 Пониженная налоговая ставка – 0,5% Все организации Закон Еврейской автономной области от 30.11.2017 № 194-ОЗ
Калининградская область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже1 Пониженная налоговая ставка – 1,1% Все организации, кроме тех, которые перечислены в п. 10 ст. 4 Закона Калининградской № 336 области от 27.11.2003 Закон Калининградской области № 118 от 28.11.2017
Полное освобождение от налога Организации, перечисленные в п. 10 ст. 4 Закона Калининградской области № 336 от 27.11.2003
Курская область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже1 Пониженная налоговая ставка – 1,1% Все организации Закон Курской области № 78-ЗКО от 24.11.2017
Липецкая область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже1 Полное освобождение от налога Все организации Закон Липецкой области № 106-ОЗ от 14.09.2017
Московская область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже1 Полное освобождение от налога Все организации Закон Московской области № 159/2017-ОЗ от 03.10.2017
Нижегородская область

Движимое имущество, принятое на учет в 2016 году и позже1

Полное освобождение от налога Организации, которые занимаются:
  • обрабатывающим производством;
  • научными исследованиями и разработками;
  • автомобильными перевозками льготных категорий граждан по регулярным муниципальным и межмуниципальным маршрутам на территории Нижегородской области.
Закон Нижегородской области № 152-3 от 08.11.2017
  Полное освобождение от налога. Льгота не распространяется на имущество, сданное в аренду Учреждения, созданные Нижегородской областью и муниципальными образованиями Нижегородской области и финансируемые за счет средств областного бюджета, Территориального фонда ОМС Нижегородской области и местных бюджетов  
Пензенская область Движимое имущество Пониженная ставка 0,55% Все организации Закон Пензенской области от 20.12.2017 N 3127-ЗПО
Рязанская область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже1 Пониженная налоговая ставка – 0,6% Все организации Закон Рязанской области № 87-ОЗ от 27.11.2017
Смоленская область Движимое имущество, приобретенное в Смоленской области при выполнении инвестиционных проектов (контрактов) Полное освобождение от налога (льгота не распространяется на отдельные виды транспортных средств) Только инвесторы и резиденты Законы Смоленской области № 95-з от 06.10.2017, № 137-з от 15.11.2017
Тюменская область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже1 Пониженная налоговая ставка – 0,55% Все организации Закон Тюменской области № 74 от 24.10.2017
Чукотский автономный округ Движимое имущество ставка 0% Органы местного самоуправления и ряд организаций госсектора Закон Чукотского автономного округа от 19.12.2017 N 103-ОЗ
Ярославская область Движимое имущество, принятое на учет в 2013–2015 годах1 Пониженная налоговая ставка – 1,1% Все организации Закон Ярославской области № 44-з от 31.10.2017
Движимое имущество, принятое на учет в 2016 году и позже1 Полное освобождение от налога

----------------------------------------------------

 

Налог на имущество физических лиц

С 15.04.2019 вступили в силу изменения в НК (Закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ, далее - Закон), согласно которым:

  • с 2018 года увеличен размер налоговых вычетов для жилых помещений многодетных граждан. В частности, налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, находящихся в собственности многодетных, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 кв. м в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв. м в отношении жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка;

  • с 2018 года вводится "проактивный" порядок предоставления налоговых льгот для налога на имущество физлиц с использованием имеющихся у налоговых органов сведений о "льготниках", относящихся к пенсионерам, инвалидам, лицам предпенсионного возраста и владельцам хозпостроек площадью не более 50 кв. м, указанных в пп. 15 п. 1 ст. 407 НК;

  • с 15 апреля 2019 года предельный срок подачи физлицом уведомления об объекте недвижимости, в отношении которого будет применяться налоговый вычет, перенесен с 1 ноября на 31 декабря;

  • с 15 апреля 2019 года урегулирован вопрос об исчислении налога в отношении объектов, прекративших существование. В таких случаях исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения на основании заявления налогоплательщика.

    Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения утверждается ФНС России (до утверждения указанной формы может применяться рекомендуемая, направленная письмом ФНС России от 14.11.2018 № БС-4-21/22148).

С 01.01.2019 решено распространить льготы по налогу на имущество физлиц на тех граждан предпенсионного возраста, которые после 1 января 2019 года могли бы стать пенсионерами, но не стали ими в связи с повышением пенсионного возраста. Т.о. с 01.01.2019 лица предпенсионного возраста освобождаются от уплаты налога на имущество за один объект недвижимости каждого вида (жилой дом или его часть, квартира или комната, гараж или машиноместо, хозяйственная постройка площадью не более 50 кв. м.) при условии, что он не используется в предпринимательской деятельности. Подробнее →

Коэффициент-дефлятор по налогу на имущество физлиц на 2019 год - 1,518 (проект Приказа Минэкономразвития).

С 01.01.2019 Законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" изменен порядок исчисления налога на имущество физических лиц и земельного налога по кадастровой стоимости:

  1. Законодатель отказался от применения коэффициента 0,8 в формуле расчета налога, "заморозив" его на уровне 0,6.

  2. Исключена возможность перерасчета сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие годы, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета (согласно статье 52 НК РФ указанные налоги исчисляются (в т.ч. пересчитываются) налоговыми органами не более чем за 3 налоговых года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. При этом перерасчеты могут проводиться как в большую сторону (например, при получении налоговыми органами от органов Росреестра сведений об ошибках в ранее направленной информации), так и меньшую сторону (например, при принятии представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов об уменьшении налоговых ставок или предоставлении налоговых льгот, распространяющихся на прошедшие налоговые периоды)).

    При этом если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного и транспортного налога приводит к:

    • уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за 3 года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете

    • увеличению налога, то такой перерасчет вообще не возможен.

    Налог на имущество (как организаций, так и физических лиц) надо пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в ЕГРН (п. 15 ст. 378.2п. 2 ст. 403 НК). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога надо учитывать следующие правила (п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):

    • за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или раньше, текущий месяц считается за полный месяц;

    • за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.

    Т.о. налог на имущество, рассчитанный с 2017 года по кадастровой стоимости объекта, оспоренной в 2019 году, подлежит пересчету с 2017 года

  3. Введено ограничение в 10% в части увеличения суммы налога к платежу предыдущего года. Применять этот механизм нужно уже при расчете налога за 2017 год в тех самых 28 регионах, в которых порядок расчета налога по кадастровой стоимости действует с 2015 года (п. 8.1 ст. 408 НК).

  4. Если результат кадастровой оценки был оспорен в комиссии или в суде, новая величина должна использоваться с момента, когда начала применяться оспоренная стоимость, а не с того года, в котором было подано заявление об оспаривании (а не с момента подачи заявления об оспаривании, как сейчас).

  5. Установлена возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода (в настоящее время изменения характеристик объектов налогообложения, связанных с изменением их площади, назначения и т.п., происходящих в течение налогового периода, не учитываются при исчислении налогов в этом налоговом периоде, что является необоснованным).

    Изменение количественных и качественных характеристик объекта налогообложения это:

    • применительно к земельному налогу - изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади участка;

    • применительно к налогу на имущество (как организаций, так и физлиц) - изменение площади или назначения объекта.

  6. Выделена в самостоятельную льготную категорию по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц детей-инвалидов, т.к. в настоящее время к льготной категории граждан по этим налогам отнесены инвалиды с детства. Между тем к данной категории граждан относятся только лица, достигшие возраста 18 лет, имеющие группу инвалидности с определением причины инвалидности "инвалид с детства". При этом дети-инвалиды составляют самостоятельную категорию.  

  7. Уточнен статус части жилых домов и части квартир в целях возможности применения в отношении них таких же налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц, как и для физических лиц - собственников жилых домов, квартир и комнат (для которых НК предусматривает ряд налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц в виде налоговых вычетов, налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем в отношении таких жилых помещений, как части жилых домов и части квартир, налоговые преимущества не применяются, поскольку они не выделены как самостоятельные объекты налогообложения).    

  8. Распространены установленные Налоговым кодексом РФ налоговые преимущества в отношении любых гаражей и машино-мест вне зависимости от их включения в соответствующий перечень субъекта Российской Федерации (в отношении физических лиц – собственников гаражей и машино-мест Налоговый кодекс РФ предусматривает налоговые преимущества в виде налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем установленные налоговые преимущества не применяются в отношении объектов, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами РФ. Указанные исключения привели к тому, что собственники гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами РФ, уплачивают налог на имущество без учета налоговых льгот и пониженных налоговых ставок, чем ставятся в неравное положение по сравнению с собственниками иных гаражей и машино-мест).

    Раньше в отношении гаражей и машино-мест надо было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в "кадастровый" перечень (подп. 1 п. 2 ст. 406 НК).

    В отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (п. 5 ст. 407 НК).

  9. Поскольку указанные выше изменения направлены на улучшение положения налогоплательщиков земельного налога и налога на имущество физических лиц, законом предусматривается придание им обратной силы с 2015 года – в отношении налоговых льгот для детей-инвалидов, с 2017 года – в отношении налогообложения частей жилых домов и частей квартир, а также гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в соответствующий перечень субъекта Российской Федерации.

  10. В отношении объекта недвижимости - часть жилого дома становлен необлагаемый налогом вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв. м.

  11. В отношении объекта недвижимости - часть жилого дома ограничена предельная налоговая ставка не более 0,3% исходя из кадастровой стоимости

  12. В отношении объекта недвижимости - часть жилого дома введена федеральная льгота, которая освобождает от уплаты налога на один объект.

  13. Введены единые условия налогообложения гаражей и машино-мест независимо от их места нахождения. Теперь для гаражей и машино-мест в торгово-офисных центрах, как и для иных аналогичных объектов, будет действовать предельная налоговая ставка не более 0,3%, а также право на федеральную льготу, освобождающую от уплаты налога.

 

Земельный налог

С 01.01.2021:

  • вступают в силу изменения в порядок расчета земельного налога и налога на имущество организаций по кадастровой стоимости;
  • предусматривается возможность перерасчета земельного налога или налога на имущество физических лиц за предыдущие налоговые периоды, если это связано с уменьшением кадастровой стоимости объекта налогообложения

С 2020 года организации должны будут сообщать о льготах по земельному налогу по отдельной форме. ФНС пояснила (Письмо ФНС России от 12.09.2019 № БС-4-21/18359@): подавать заявление придется только за налоговые периоды начиная с 2020 года.

По льготе за предыдущие годы, а также за периоды в течение 2020 года, когда, например, организация ликвидирована или реорганизована, организации должны применять действующий сейчас порядок, т.е. сообщать о льготируемых объектах в декларациях. Отдельное заявление не нужно.

С 01.01.2020 муниципалитеты больше не будут устанавливать срок уплаты земельного налога организациями. Юрлица должны будут перечислять его не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи - не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Изменения вступят в силу с 1 января 2021 года и будут применяться начиная с уплаты налога за 2020 год.

С 15.04.2019 вступили в силу изменения в НК (Закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ, далее - Закон), согласно которым:

  • с 2018 года к числу льготников, имеющих право на налоговый вычет в размере "6 соток", отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (далее – многодетные);

  • с 2018 года налоговые льготы физлицам предоставляются без заявлений в налоговый орган ("проактивный" порядок), если гражданин (пенсионер, инвалид, лицо предпенсионного возраста, многодетный), не заявил о льготе или об отказе от нее, льгота предоставляется автоматически по сведениям, имеющимся в инспекции;

  • с 2018 года если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого участка за предыдущий год с учетом коэффициента 1,1, физлица уплачивают налог в размере, равном сумме налоге за предыдущий год с учетом коэффициента 1,1.

  • Коэффициент не применяется при исчислении налога в отношении земельных участков для жилищного строительства, в связи с несвоевременной застройкой которых для расчета налога применены коэффициенты 2 или 4.

  • с 15 апреля 2019 года предельный срок подачи физлицом уведомления о земельном участке, в отношении которого будет применяться налоговый вычет, перенесен с 1 ноября на 31 декабря;

  • с 2020 года предельное значение ставки в размере, не превышающей 0,3%, применяется в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества;

  • с 1 января 2020 у организаций появится возможность направления в налоговый орган заявлений о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу, а с 1 января 2021 года для них будет исключена обязанность по представлению налоговых деклараций за 2020 год и далее. Налоговые органы направляют налогоплательщикам (их ОП) сообщения об исчисленных суммах налога на основании сведений от регистрирующих органов. Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога.

С 01.01.2019 решено распространить льготы по земельному налогу физлиц на тех граждан предпенсионного возраста, которые после 1 января 2019 года могли бы стать пенсионерами, но не стали ими в связи с повышением пенсионного возраста. Т.о. с 01.01.2019 лица предпенсионного возраста вправе воспользоваться льготой по земельному налогу на 6 соток. Подробнее →

С 1 января 2019 года вступает в силу новый порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка и будет применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

В своем Письме от 27.09.2018 № 03-05-05-02/69137 Минфин России разъяснил, как с 1 января 2019 года будет исчисляться земельный налог в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка:

  • кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решений комиссии или суда, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при исчислении налога начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п. 1.1 ст. 391 НК РФ). Т.о. оспаривание кадастровой стоимости, исправление ошибок: земельный налог можно будет пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если в 2019 году кадастровая стоимость:

    • изменится из-за исправления технической ошибки в величине кадастровой стоимости;

    • уменьшится из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

    • изменится из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;

    • уменьшится из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

  • перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом;

  • независимо от оснований перерасчет проводиться не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК)

Налоговую декларацию по земельному налогу в 2019 году организациям необходимо представлять по новой форме, утвержденной приказом ФНС России от 30.08.2018 N ММВ-7-21/509@. В форме декларации учтены изменения в порядке налогообложения земельных участков: внесены правила (п. 7.1 ст. 396 НК РФ), позволяющие с налогового периода 2018 года исчислить налог в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик (вида разрешенного использования, категории земель, площади).

Также см. комментарии к Закону от 03.08.2018 № 334-ФЗ

 

При подготовке были использованы материалы рассылки СПС "Консультант Плюс"

Статья написана и размещена 24 декабря 2011 года. Дополнена - 15.09.2014, 24.12.2014, 17.01.2016, 23.01.2016, 22.09.2016, 16.12.2016, 03.10.2017, 04.12.2017, 31.12.2017, 21.06.2018, 30.08.2018, 15.10.2018, 12.12.2018, 12.01.2019, 21.04.2019, 14.10.2019, 13.12.2020, 07.12.2021

 

Полезные ссылки по теме "Изменение Налогового кодекса РФ с 1 января 2022 года"

  1. Новые законы и изменения в законодательстве, вступающие с 01.01.2022

  2. Изменение страховых взносов с 01.01.2021

  3. Налоговый календарь на 2018 - 2022 год

  4. Производственный календарь на 2023 год

  5. Налоговая отчетность для общего режима налогообложения

  6. Налоговая отчетность для упрощенной системы налогообложения

  7. Налоговая отчетность для системы налогообложения в виде ЕНВД

  8. Порядок ведения кассовых операций: применение ККМ (в том числе - при УСН, ЕНВД) когда можно работать без ККМ

  9. Как уменьшить налоговые риски бизнеса?

  10. 109 признаков недобросовестности налогоплательщиков

  11. Что такое фирма - однодневка?

  12. Налоговая ответственность за не сданную налоговую декларацию

  13. Налоговая ответственность за не уплаченные налоги

  14. Налоговая ответственность за неявку по вызову в налоговиков

  15. Справочник новых штрафов Налогового кодекса РФ

  16. Что должна содержать жалоба в налоговую инспекцию (разъяснение ФНС РФ).

  17. Подробная инструкция о том, что делать, когда к вам пришла налоговая проверка?

  18. Подробная инструкция о том, что делать, когда к вам пришла полицейская проверка?

  19. Налоговый кодекс РФ