юридическая и налоговая консультация онлайн

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

 

 

 

Проверка контрагентов на добросовестность

 

  1. Кто такие контрагенты

  2. Причины проверки контрагентов на добросовестность

  3. Что такое должная осмотрительность

  4. Алгоритм проверки добросовестности контрагента

  5. Как налоговики определяют формальные операции и необоснованные расходы

  6. Наши услуги

  7. Полезные ссылки по теме

 

Кто такие контрагенты

Термин "контрагент" законодательно не закреплен. Правоприменительная практика понимает под контрагеном юридическое или физическое лицо, являющееся одной из сторон договора.

 

Причины проверки контрагентов на добросовестность

Проверка контрагентов на добросовестностьПринимая решение о сотрудничестве с новым контрагентом, достаточно часто руководство организации задается вопросами о надежности контрагента (выполнит ли контрагент работу после ее оплаты) и рисках, связанных с возможными вопросами со стороны налоговых органов.

Можно исходить из общего принципа добросовестности и не проводить проверок при заключении договора с новым партнером. Но разумнее и безопаснее поступить осмотрительно и позаботиться об успешности своего бизнеса.

Следовательно, получить вычет НДС по ним не получится.

Такую проверку лучше проводить еще и потому, что на это обращают пристальное внимание и налоговые инспекторы при проведении налоговых проверок, которые тщательным образом проверяют всех контрагентов организации на наличие признаков "однодневок". Основной аргумент — организация должна выбирать клиентов с должной осмотрительностью.

Суды считают, что организация должна выбирать таких контрагентов, связь с которыми не повлечет для нее дополнительных налоговых начислений. Если инспекторы заявляют об использовании схемы минимизации налогов, то в общем случае суды проверяют следующие обстоятельства:

  • проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность при выборе контрагента;

  • есть ли у контрагента расходы на ведение хозяйственной деятельности;

  • носят ли платежи, проходящие через эту компанию, транзитный характер;

  • поступили ли денежные средства реальному производителю товаров (работ, услуг) либо вернулись тому, от кого ушли;

  • соответствует ли размер цены на товар, приобретенный налогоплательщиком, средним ценам, сложившимся на рынке;

  • целесообразны ли сделки с экономической точки зрения.

Налогоплательщик считается добросовестным, пока не доказано обратное.

 

Что же такое должная осмотрительность?

Легального (закрепленного в законодательно) определения должной осмотрительности нет. Не нашел закрепления в Налоговом кодексе РФ и принцип должной осмотрительности; нет и обязанности налогоплательщика проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента.

Данный принцип содержится в нормах гражданского права. Так, согласно статье 401 ГК РФ "лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств". Кроме того, в статьях 1, 6, 10 ГК закреплены такие принципы, как добросовестность и разумность, означающие, что хозяйствующий субъект не должен брать на себя риск заключения сделок с сомнительными организациями, в чем, по сути, проявляется должная осмотрительность.

Т.о. должная осмотрительность - это комплекс мер по сбору и анализу информации для проверки контрагента на добросовестность, принимаемых организацией при заключении договора. Этот термин используется для определения вины.

На практике это означает, что налогоплательщик не должен заключать договоры с контрагентами, которые обладают признаками "однодневок". Такой подход налоговых органов основан на принципах разумности и добросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, а это означает, что никакой здравомыслящий предприниматель не станет брать на себя риск заключения сделки с сомнительной организацией, которая может свои обязательства по договору и не выполнить. Поэтому прежде, чем вступить с контрагентом в какие-либо отношения (особенно если речь идет о крупных сделках), покупатель (заказчик) так или иначе должен проявить осмотрительность и узнать как можно больше о своем бизнес-партнере. Тех, кто такой осмотрительности не проявил, налоговые органы считают злостными "уклонистами" от уплаты налогов.

При этом традиционная позиция ФНС России состоит в том, что пострадать за неосмотрительность при выборе контрагентов должен не только тот налогоплательщик, который "закрыл глаза" на наличие признаков "фирмы - однодневки" у контрагента и вступил с ним в договорные отношения, но и тот, который не знал об этих признаках, но, осуществив ряд контрольных мероприятий, мог бы данные признаки выявить. В этом-то и состоит основная опасность предъявления налоговых претензий по мотиву неосмотрительности при выборе контрагента: налогоплательщик заключает договор с организацией, ничего не зная о ее налоговых обязательствах, а впоследствии его обвиняют в неосмотрительности и недобросовестности.

Но должны ли фирмы проверять добросовестность своих контрагентов и кто застрахует их от недобросовестности последних?

Анализ судебной практики показывает, что на налогоплательщиков, претендующих на возмещение НДС, без достаточных правовых оснований возложена ответственность за поведение проблемных налогоплательщиков-поставщиков.

Само по себе нарушение налогового законодательства контрагентом не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Но факт получения необоснованной налоговой выгоды может быть признан, если налоговики докажут, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Таким образом, позиция налоговиков сводится к тому, что осмотрительность при выборе контрагента надо подтвердить. Но какого-либо универсального способа разрешить такую задчу нет.

24.07.2015 ФНС России выпустило очередное Письмо № ЕД-4-2/13005@, в котором указала, на что налогоплательщику следует обратить внимание при выборе контрагента, а также рекомендовала:

  • изучить документы, которые подтверждают полномочия представителя контрагента;

  • оценить возможность реального выполнения условий договора с учетом времени, необходимого для доставки или производства товара, выполнения работ или оказания услуг;

  • при оценке налоговых рисков исследовать такие признаки недобросовестности контрагента, как:

    • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя) и копий документа, удостоверяющего его личность;

    • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;

    • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

    • отсутствие очевидных свидетельств возможности выполнения контрагентом условий договора.

При этом указано, что:

  • обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы;

  • каждое обстоятельство получения необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки соответствующими доказательствами;

  • налоговым органам необходимо доказать, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений их взаимозависимости или аффилированности;

  • факт нарушения контрагентом налогоплательщика налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

 

Алгоритм проверки добросовестности контрагента

Алгоритм проверки добросовестности контрагента можно разделить на следующие этапы:

  1. Получение информации и документов от самого контрагента.

    В рамках этого этапа можно использовать сервис от ФНС "Как меня видит налоговая", с помощью которго через личный кабинет налогоплательщика можно получить сведения на себя с оценочными показателями.

    Важно (!):

    • Запрос можно направить 1 раз в день.

    • Результат – выписка с основными реквизитами и результатами оценки.

    • Оценка подразумевает под собой 2 этапа:

      • Разрывы в декларациях НДС, адм ответственность, реестр недобросовестных, ликвидация т.п.

      • Оценка параметров финансово-хозяйственного состояния (уровень зп, налоговая нагрузка, платежеспособность, фин независимость и т.п.)

    Таким образом, при заключении сделок у нас есть возможность подтвердить осмотрительность на основе данных, сформированных самой ФНС в выписке. Главное, чтобы контрагент не отказался их предоставить вам. Такая выписка также может представляться для подтверждения деловой репутации компании, в том числе при подготовке предложений по определению единственного поставщика (подрядчика). При этом заказчик может верифицировать такую выписку по присвоенному ей QR-коду или ее уникальному коду через сайт ФНС России с получением краткой информации из нее.

  2. Сбор общедоступных сведений о контрагенте.

  3. Анализ полученных данных.

  4. Принятие решения о заключении договора.

Заключая новые договоры, на первоначальном этапе необходимо максимально обезопасить организацию для того, чтобы "в случае чего" иметь возможность доказать "достаточную осмотрительность" при выборе контрагента. Процесс этот довольно трудоемкий и занимает много времени и сил, но игра стоит свеч. Пренебрежение хотя бы минимальной проверкой может обернуться претензиями налоговых органов и, как следствие, разбирательствами в суде. А на это уйдет гораздо больше времени, сил и средств, чем на проверку на первоначальном этапе.

С 01.09.2018 организациям проще проявлять должную осмотрительность, поскольку с этой даты ФНС разместил на своем сайте открытые сведения о налогоплательщиках.

С 01.07.2019 планируется сведения об организациях будут размещаться на сайте ФНС России по определенным блокам:

  • о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
  • о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение;
  • о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками;
  • об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • о среднесписочной численности работников организации за календарный год;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год;
  • об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом.

Сначала появится информация о налоговых правонарушениях. Туда войдут решения о привлечении к ответственности, которые вступили в силу с 2 июня 2016 года по 30 июня 2017 года. Данные об уплаченных страховых взносах будут опубликованы в феврале следующего года.

Ежемесячно будут обновлять сведения по блокам:

  • недоимка и задолженность по пеням и штрафам;
  • налоговые правонарушения и ответственность за них;
  • спецрежимы, которые применяют налогоплательщики;
  • участие в консолидированной группе налогоплательщиков.

Раз в год будут размещать данные о среднесписочной численности работников, доходах и расходах по бухотчетности, уплаченных налогах и сборах.

Открытые данные об организациях не составляют налоговую тайну в соответствии со статьей 102 НК РФ, но до внесения поправок Федеральным законом № 134-ФЗ они были недоступны для общественности. Данные сведения будут в открытом доступе три года.

 

Закрепляем процесс проверки контрагента в ЛНА

Что же в этом случае необходимо предпринять? Для начала весь процесс проверки добросовестности контрагентов лучше всего регламентировать соответствующим локальным нормативным актом, назначить ответственных за данный процесс лиц, установить критерии, при наличии которых контрагент подлежит проверке. Допустим, широко известные фирмы, давно существующие на российском рынке и имеющие положительную репутацию проверять на "реальность существования" смысла нет. Поэтому критерий известность необходимо закрепить одним из первых в положении и проверке добросовестности. Также критериями отбора могут служить сумма и периодичность сделок с контрагентом.

 

Сбор информации о контрагенте

Самым важным этапом проверки контрагента является непосредственный сбор информации о нем, причем, чем такой информации больше, тем лучше.

Законодательно перечень документов для проверки добросовестности налогоплательщика не установлен (хотя и есть разъяснения Минфина РФ, которые даны в Письмах от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177, от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340 и Письмом ФНС от 11.02.2010 № 3-7-07/84), но полагаю, что оптимально начинать этот процесс с получения данных от самого контрагента, запросив копии:

  • свидетельства о регистрации, ИНН, устава, постановки на налоговый учет;

  • приказов о назначении генерального директора и главного бухгалтера;

  • годового бухгалтерского баланса за последний отчетный период;

  • лицензий.

С 01.06.2016 стало больше возможностей проявить должную осмотрительность при выборе контрагента, т.к. часть информации о налогоплательщиках, которая признавалась налоговой тайной, стала общедоступной (Федеральный закон от 01.05.2016 N 134-ФЗ), а именно:

  • о среднесписочной численности работников;

  • об уплаченных суммах налогов и сборов (без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также в качестве налогового агента);

  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Как поступит контрагент, если получит от фирмы предложение представить данные документы? В представлении копии устава фирме могут отказать, мотивировав это следующим:

  1. Устав и учредительный договор
  2. На основании п. 4 ст. 11 ФЗ "Об акционерных обществах" по требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему. Однако представление копии устава возможно на основании указанной статьи только акционеру общества по его требованию. Т.о., законодательно обязанность представления копии устава предусмотрена только для акционера. Что касается контрагентов, процедура ознакомления с уставом законодательно не определена, и поэтому исполнительный орган общества вправе разработать ее самостоятельно.

    Отказ в представлении копии учредительного договора может быть мотивирован наличием режима коммерческой тайны (так, учредительный договор может содержать сведения, относящиеся к коммерческой тайне). В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона № 208-ФЗ учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества.

    Согласно ст. 5 ФЗ "О коммерческой тайне" режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры.

    Договор о создании общества не является учредительным документом общества.

    Аналогичная позиция отражена и в ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", в соответствии с п. 3. ст. 12 которого по требованию участника общества, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с учредительными документами общества, в том числе с изменениями. Общество обязано по требованию своего участника представить ему копии действующих учредительного договора и устава общества. Таким образом, копии учредительных документов представляются только участникам общества, а любому заинтересованному лицу - только возможность ознакомления с ними.

  3. Приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера
  4. могут быть представлены только с письменного согласия самих работников на основании следующего.

    Приказ о приеме на работу - первичный учетный документ, имеет унифицированную форму (Т-1), в котором содержатся сведения о заработной плате работника, условиях приема на работу, характере работы и т.д., являющиеся персональными данными работника.

    Международные акты, Конституция РФ, другие федеральные законы предусматривают защиту персональных данных от необоснованного ознакомления с ними или распространения без согласия лица, к которому эти сведения относятся.

    По действующему законодательству персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации лицу, в том числе его: фамилия, имя, отчество; год, месяц, дата и место рождения; адрес; семейное, социальное и имущественное положение; образование и профессия; доходы и другая информация.

  5. Если контрагент не предоставляет бухгалтерский баланс и декларации по НДС
  6. В соответствии со ст. 92 акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Закона N 208-ФЗ и иных правовых актов РФ.

    Как поступить с контрагентом, который не предоставляет информацию о себе законными способами? У фирмы всегда имеется возможность запросить у него копию свидетельства о внесении сведений в ЕГРЮЛ. Данные сведения не являются коммерческой тайной и не относятся к персональным данным.

Сбор общедоступных данных о контрагенте

После этого можно собрать общедоступные данные о контрагенте: изучить предоставленные контрагентом документы и сверить их с данными, размещенными на сайте ФНС (воспользовавшись сервисом "Проверь себя и контрагента").

На сайте ФНС доступны и другие электронные сервисы:

Что же касается мнения некоторых о "пробивке" контрагента на предмет платежеспособности и финансового состояния – решать вам, полагаю, что достаточным будет в органах статистики получить выписку из отчетности.

Собрав всю доступную информацию, необходимо перейти к следующему этапу – сбору информации у официальных гос. органов (налоговые органы и органы статистики). В налоговой инспекции можно заказать выписку из ЕГРЮЛ, получив которую организация удостоверится, что контрагент официально зарегистрирован, а также увидит юридический адрес, который следует сравнить с фактическим местом нахождения контрагента. Обычно для судов получения выписки из ЕГРЮЛ достаточно, чтобы признать, что организация проявила должную осмотрительность (Постановление ФАС ЗСО от 30.04.2008 № Ф04-2792/2008(4587-А46-41)). При этом сведения должны быть актуальны на момент заключения сделки, а не после нее.

С 01.06.2016 (Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ) не являются налоговой тайной следующие сведения (относящиеся к календарному году, предшествующему году размещения указанных сведений в сети Интернет):

  • о среднесписочной численности работников;

  • об уплаченных суммах налогов и сборов (без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также в качестве налогового агента);

  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Такие сведения будут размещаться на официальном сайте ФНС России.

ФНС России в своем Письме от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104 рекомендует при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки:

  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность;

  • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;

  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

  • отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Необходимо учитывать, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в том числе в силу отношений взаимозависимости или аффилированности с налогоплательщиком. Однако, если налогоплательщиком будет подтвержден факт сделки, претензии будут предъявлены его контрагенту.

По моему глубокому убеждению, можно заранее позаботиться о том, чтобы не было претензий со стороны налоговых органов по поводу недобросовестности контрагентов, да еще к тому же "убить второго зайца" - систематизировать процесс договорной работы в организации. Для этого рекомендую разработать и внедрить локальный нормативный акт о договорной работе.

Если после сбора и анализа этих данных у организации остаются вопросы относительно добросовестности будущего делового партнера, можно обратиться в свою инспекцию и запросить следующие данные (указав ИНН и КПП контрагента и его название):

  • является ли адрес контрагента массовым;
  • подаются ли сведения по форме 2-НДФЛ (это говорит о том, имеются ли у контрагента трудовые ресурсы);
  • имеются ли складские или производственные площади;
  • сдается ли налоговая отчетность. Если подается, то "нормальная" или "нулевая"? (если сдаются «нулевые» отчеты, то отношения с контрагентом развивать не стоит).

Схематично алгоритм проведения проверки контрагента на добросовестность можно представить так:

Алгоритм проведения проверки контрагента

 

Наши услуги по проверке контрагента

Предлагаем воспользоваться услугами по проверке контрагента, в результате которой вы получите следующие сведения о контрагенте:

Базовая проверка:

  1. Полное и сокращенное наименование организации
  2. ИНН и ОГРН
  3. Место нахождения (юридический адрес)
  4. Дата регистрации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
  5. Размер уставного капитала
  6. Заявленные виды деятельности по ОКВЭД
  7. Сведения об учредителях и руководителе
  8. Сведения о вносимых изменениях в учредительные документы

  9. Цена услуги

Расширенная проверка:

  1. Сведения о лицензиях
  2. Проверка адреса на массовость
  3. Проверка руководителя на предмет дисквалификации
  4. Сведения об участии в судебных спорах
  5. Сведения о задолженности по налогам и сборам
  6. Сведения о возбужденных исполнительных производствах
  7. Сведения о банкротстве
  8. Наличие организации в планах проверок гос. органов текущего года (за исключением проверок ФНС, прокуратуры и некоторых других гос. органов)

 

Статья написана и размещена 20 апреля 2011 года. Дополнена - 28.10.2011, 18.01.2013, 28.08.2015, 26.11.2015, 11.05.2016, 12.07.2016, 26.07.2017, 05.09.2018, 16.02.2024

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант А. Шмелев © 2001 - 2024

 

Полезные ссылки по теме "Проверка контрагента на добросовестность"

  1. Что такое налоговая выгода

  2. Контрольная закупка

  3. Что делать, когда к вам пришла проверка?

  4. К вам пришла полицейская проверка

  5. Налоговые проверки

  6. Основания (признаки) для проведения налоговых проверок

  7. Камеральная проверка

  8. Выездная проверка

  9. Возражения на акт налоговой проверки

  10. Истребование документов вне рамок налоговых проверок

  11. 109 признаков недобросовестности налогоплательщиков

  12. Что такое фирма - однодневка?

  13. Как составить договор?

  14. Правильная организация договорной работы

  15. Как уменьшить налоговые риски бизнеса?

  16. Налоговая оптимизация и практические вопросы ее применения

  17. Справочник новых штрафов Налогового кодекса РФ

  18. Справочник штрафов КоАП РФ, с которыми вы можете столкнуться в предпринимательской деятельности

  19. Налоговый кодекс РФ