юридическая и налоговая консультация онлайн

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

 

 

 

НДС - налог на добавленную стоимость

 

  1. Понятие НДС

  2. Налогоплательщики НДС

  3. Объект налогообложения налога на добавленную стоимость

  4. Место реализации

  5. Налоговая база

  6. Налоговый период, ставки, порядок исчисления и уплаты налога

  7. Изменения по НДС в 2021 году

  8. Как менять условия договоров в связи с изменением НДС с 01.01.2019

  9. Вычеты по НДС

  10. Сроки уплаты НДС и подачи налоговых деклараций

  11. Изменения в порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) с 01.01.2016 Изменения по НДС с 01.01.2016

  12. Статья 1742. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме

  13. Полезные ссылки по теме

 

Что такое НДС

Налог на добавленную стоимость - НДСНалог на добавленную стоимость (НДС) - это взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны. Ряд товаров, работ, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость.

НДС был придуман в Европе для:

  • фискальных целей (т.е. - наполение бюджета);

  • возврата при экспорте товаров (работ, услуг).

Возврат налога по мысли создателей, должен был стимулировать экспорт тех видов продукции, в которых больше добавленной стоимости, то есть технологический прогресс и рост конкурентоспобности обрабатывающей промышленности.

По простому - НДС облагается именно то, что прибавляется к цене купленного товара. Например, если организация закупила партию товара по 100 рублей за единицу, а продает (с учетом НДС) - по 150 рублей за единицу, то НДС будет уплачиваться с 50 рублей.

НДС является косвенным налогом, так как включается в цену реализуемых товаров (работ, услуг): сумма НДС, исчисленная как процентная доля цены, увеличивает цену товаров (работ, услуг). В связи с этим при уплате НДС юридический и фактический плательщики налога не совпадают.

Юридическими плательщиками (т.е. лицами, на которых НК возлагает обязанность по перечислению налога в бюджет) являются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги). Но фактическими плательщиками являются потребители - те лица, которые покупают товары (работы, услуги) и уплачивают налог "из своего кармана" в составе цены.

Налог взимается независимо от того, будет ли реализована продукция, — авансом.

 

Налогоплательщики НДС

Налогоплательщики делятся на три группы, для которых принципиальным образом различается порядок налогообложения НДС:

  • организации, которые совершают налогооблагаемые операции;

  • индивидуальные предприниматели, которые совершают налогооблагаемые операции;

  • лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (для них порядок уплаты НДС устанавливается Налоговым кодексом РФ и Таможенным кодексом таможенного союза).

Налогоплательщики НДС подлежат постановке на налоговый учет в этом качестве.

По общему правилу плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и ИП, применяющие общую систему налогообложения, но в некоторых случаях плательщиками налога могут быть и лица, применяющие любую другую систему налогообложения (к примеру, когда упрощенцем по каким-то причинам выставлена счет-фактура с НДС, то он обязан его возместить в бюджет Родины).

Для первой и второй группы налогоплательщиков статьей 145 Налогового кодекса РФ (НК) предусмотрена льгота по НДС в виде освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

 

Объект налогообложения налога на добавленную стоимость

Объектом налогообложения являются перечисленные в статье 146 Налогового кодекса РФ операции, совершаемые на территории Российской Федерации:

  1. Реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав. Реализацией в целях налогообложения признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг как на возмездной, так и на безвозмездной основе по договорам купли-продажи, мены, поставки, подряда, выполнения работ, оказания услуг.

    Передача на безвозмездной основе признается реализацией;

  2. Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

  3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

  4. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Операции, не облагаемые НДС (пункт 2 cтатьи 146 НК):

  1. Операции, указанные в пункте 3 статьи 39 НК:

    • операции, связанные с обращением российской и иностранной валют;

    • передача имущества организации ее правопреемнику при реорганизации;

    • передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности;

    • передача имущества, которая носит инвестиционный характер; 

    • передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению;

    • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозобщества или товарищества;

    • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) , договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае  выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

    • передача жилых помещений физическим лицам при проведении приватизации;

    • изъятие имущества при конфискации, наследовании, обращение в собственность бесхозных вещей;

    • передача имущества участникам хозяйственного общества или товарищества при распределении имущества и имущественных прав ликвидируемой организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета. (пункт действует до 01.01.2017).

  2. Передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти и местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям);

  3. Передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

  4. Выполнение работ (оказание услуг) органами государственной власти местного самоуправления, в рамках выполнения исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения установлена законодательством;

  5. 4.1. выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;

    4.2. оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является РФ, кроме услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

  6. Передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

  7. Операции по реализации земельных участков (долей в них).

  8. Передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).

  9. Передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном ФЗ N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";

    8.1. передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) ФЗ N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";

  10. Операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (пункт действует до 1 января 2017 года ) .

  11. Оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

  12. Выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, реализуемых в соответствии с решениями Правительства РФ

  13. Операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

 

Место реализации

Одним из ключевых моментов для начисления НДС является место реализации товаров, работ, услуг, т.к. по правилам статьи 146 НК НДС начисляется только при реализации товаров, работ, услуг на территории РФ.

Для товаров местом реализации признается территория РФ, при наличии обстоятельств:

  • товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется

  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Для работ (услуг) местом реализации признается территория РФ, если:

  1. работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (кроме воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ

  2. работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ

  3. услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

  4. покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ

  5. деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ.

 

Налоговая база по НДС

Налоговая база по НДС определяется в соответствии со статьей 153 НК и имеет многочисленные особенности в зависимости от вида облагаемой операции.

Налоговая база по НДС

Так, при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК, с учетом акцизов - для подакцизных товаров - и без включения в цену НДС (статья 154 НК).

 

Налоговый период, ставки, порядок исчисления и уплаты НДС

Налоговым периодом считается квартал.

Ставка налога (по общему правилу) при реализации ими товаров (работ, услуг) во всех случаях составляет 18%.

С 01.01.2019 ставка НДС составляет 20% (Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ).

Для некоторых операций НК устанавливает льготные (пониженные) ставки - 10% и 0%.

Порядок исчисления и уплаты налога. По общему правилу налогоплательщик исчисляет и уплачивает сумму НДС самостоятельно. Сначала рассчитывается сумма налога как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Далее рассчитывается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, первоначально исчисленная сумма НДС уменьшается на сумму налоговых вычетов.

 

Как менять цены договоров в связи с изменением НДС с 01.01.2019

С 1 января 2019 года основная ставка НДС повышена с 18% до 20%. В связи с этим возникает вопрос о том, как перейти на новую ставку, не нарушая ни условия договоров, ни налоговое законодательство.

Казалось бы, все должно быть достаточно просто - изменение ставки НДС должно естественным образом привести к увеличению сумм, выставляемых продавцами товаров (работ, услуг), причем вне зависимости от того, какая формула определения стоимости описана в договоре. Есть и судебная практика по схожей тематике:

  • если НДС при формировании сметы не учитывался, то он выставляется заказчику сверху, даже если цена работ указана в договоре в качестве твердой и не подлежащей изменению (п.15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51);

  • НДС не считается включенным в цену, если исходя из условий договора и иных обстоятельств, связанных с заключением договора, следует, что указанная в нем цена сформирована без учета налога (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2014 по делу N 307-ЭС14-162, А26-5213/2013).

Но современной договорной работе нет единого подхода к согласованию условия об уплате НДС.

При текущем изменении ставки НДС в зоне риска оказываются поставщики (т.к. при отгрузке товаров независимо от поступления оплаты счета-фактуры выставляются покупателям с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки), поэтому им полезно предусмотреть условия договора, обязывающие покупателей уплатить товар исходя из цен, учитывающих ту ставку НДС, по которой производится отгрузка в адрес покупателей. В противном случае у поставщика возникнет убыток, который ему придется покрывать за свой счет.

Т.к. ставка НДС является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно изменить ее размер или отказаться от ее применения, а также устанавливать ее договором, рекомендуем сделать следующее:

  • при заключении долгосрочных договоров в 2018 году со сроком исполнения в 2019 году и позднее, при определении стоимости товаров (работ, услуг) - не указывать конкретную ставку налога, а сделать отсылку на п. 3 ст. 164 НК РФ (либо заключить дополнительное соглашение к договору с изменением этого условия).

    Пример: условие договора можно изложить так:

    • "НДС начисляется сверх установленной цены - 18 % для товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых) в 2018 году, и товаров, отгружаемых в 2018 году, 20 % - для 2019 года";

    • "стоимость включает НДС - применяется ставка НДС, указанная в п. 3 ст. 164 НК РФ, действующая на дату отгрузки товаров (выполнения работ, услуг)";

  • указать в договоре, что стоимость товаров (работ, услуг) установлена без НДС, а НДС исчисляется дополнительно по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ на дату отгрузки (получения предоплаты). В таком случае окончательная стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных покупателем в 2019 году, и подлежащая оплате им, увеличится.

    Пример: условие договора можно изложить так:

    "Стоимость товаров (работ, услуг), указанная в п.__ Договора, не включает НДС, который дополнительно предъявляется Продавцом (Поставщиком, Исполнителем) Покупателю (Заказчику) в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. До 31 декабря 2018 года сумма НДС исчисляется по ставке 18%. С 01 января 2019 года сумма НДС исчисляется по ставке 20%.;

  • указать, что договорная стоимость товаров (работ, услуг) включает НДС, исчисленный по ставке, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ. В таком случае итоговая стоимость товаров (работ, услуг) для покупателей (заказчиков) в 2019 году не изменится. А бремя повышения ставки НДС ляжет на продавца (подрядчика, исполнителя);

  • если договор уже заключен и в нем указана общая стоимость договора с учетом ставки НДС 18%, а передача (отгрузка) товаров (работ, услуг) будет в 2019 году, то необходимо заключить дополнительное соглашение к договору о применении с 01.01.2019 ставки НДС 20% со ссылкой на Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ (это позволяет сделать статья 424 ГК РФ).

    Пример: условие об изменении цены договора может быть изложено в доп. соглашении так: "При увеличении ставки НДС на момент отгрузки (в соответствии с положениями Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ) ранее определенная цена договора с учетом НДС увеличивается на сумму увеличения ставки НДС".

    В противном случае продавец (исполнитель, подрядчик, поставщик) теряет 2% выручки.

В своем Письме от 28 августа 2018 г. № 24-03-07/61247 Минфин России пришел к выводу, что Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) предусмотрена возможность внесения изменений в контракты, в том числе при изменении ставки НДС отметив в отношении госконтрактов следующее:

  • пунктами 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что существенные условия контракта могут быть изменены в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, установленный постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1186, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно;

  • Постановлением № 1186 установлены размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем три года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и на срок не менее чем один год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены, если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно;

  • допускается изменение суммы крупных контрактов в связи с увеличением ставки НДС:

    • 10 млрд руб. – для федеральных контрактов;

    • 1 млрд руб. – для региональных контрактов;

    • 500 млн руб. – для муниципальных контрактов;

  • цены таких крупных контрактов могут быть изменены соответственно по решению Правительства РФ, региона, местной администрации.

В дополнение к Письму от 28 августа 2018 г. № 24-03-07/61247 Минфин России в Письме от 14.03.2019 № 24-04-02/16837 разъяснил следующее:

  • частью 54 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в отношении государственного (муниципального) заказчика предусмотрено условие о возможности изменения цены контракта только в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта;

  • возможность изменения государственными и муниципальными заказчиками цены контракта в связи с увеличением ставки НДС при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрена;

  • указанное ограничение не распространяется на иных заказчиков.

В других своих письмах (письма Минфина России от 20 августа 2018 г. № 24-03-07/58933, от 6 августа 2018 г. № 03-07-05/55290, от 1 августа 2018 г. № 03-07-11/53970) Минфин (чтобы не нарушить договорные условия и налоговое законодательство если договор заключен до 1 января 2019 года, а приемку по нему будет проходить в 2019 году с применением ставки НДС 20%) предложил соблюдать следующие правила:

Советы

Рекомендации и примеры

Если договор заключен в 2018 году с исполнением после 1 января 2019 года, при определении начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), то надо применять ставку НДС 20%.

По таким контрактам/договорам заказчику лучше не проводить досрочную приемку в 2018 году. Дело в том, что НМЦК в подобных ситуациях определяется исходя из новой ставки НДС 20%, а в бюджет поставщик уплатит налог по старой ставке 18%. Поэтому при досрочной приемке проверяющие могут констатировать завышение НМЦК, неэффективные расходы и даже попытаться оштрафовать по ст. 7.29.3 КоАП.

Если договор по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" уже заключен с указанием ставки НДС 18%, но приемка будет проведена после 2019 года, сумму контракта можно увеличить.

Для увеличения суммы договора должны выполняться условия:

  • надо получить согласие другой стороны договора;

  • изменение суммы договора не должно противоречить Положению о закупках.

Если в 2019 году проводится приемка по контракту/договору 2018 года, в котором указана ставка НДС 18%, сумма НДС к уплате в бюджет может быть определена по расчетной ставке 20/120.

Пример:

Согласно контракту/договору, заключенному в 2018 году, цена услуги 118 руб., в том числе НДС 18 руб.

При приемке в 2019 году стоимость услуги в счете-фактуре должна быть также 118 руб., но НДС уже следует рассчитать и указать исходя из ставки 20%:

118 руб. : 120 х 20 = 19,67 руб.

На наш взгляд, такая схема имеет изъяны, но пока других методик для контрактов/договоров с твердыми ценами не предлагается.

Если до 1 января 2019 года был уплачен аванс и НДС был исчислен по расчетной ставке 18/118, при приемке в 2019 году НДС должен быть рассчитан и уплачен по ставке 20%, исходя из полной суммы контракта.

Пример:

Согласно контракту/договору цена услуги 118 руб., в том числе НДС 18 руб. В 2018 году оплачен аванс 30 руб. Исполнитель исчислил по ставке 18/118 и уплатил в бюджет НДС в сумме 4,58 руб (30 : 118 х 18).

При приемке в 2019 году стоимость услуги в счете-фактуре должна быть также 118 руб., но НДС уже следует рассчитать и указать исходя из ставки 20%:

118 руб. : 120 х 20 = 19,67 руб.

Причем в 2019 году исполнитель должен будет уплатить в бюджет сумму за минусом перечисленной в 2018 году: 15,09 руб. (19,67 – 4,58).

Письмо ФНС России от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@
"О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период"

Федеральная налоговая служба в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон № 303-ФЗ) сообщает следующее.

О применении писем ФНС
  1. Общий порядок применения с 01.01.2019 налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

    Согласно подпункту "в" пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 303-ФЗ с 1 января 2019 года в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в пункте 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК), налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) установлена в размере 20 процентов.

    Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ предусмотрено, что налоговая ставка по НДС в размере 20% применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

    При этом исключений по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым по договорам, заключенным до вступления в силу Федерального закона № 303-ФЗ, и имеющим длящийся характер с переходом на 2019 и последующие годы, указанным Федеральным законом не предусмотрено.

    Следовательно, в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 1 января 2019 года, применяется налоговая ставка по НДС в размере 20%, независимо от даты и условий заключения договоров на реализацию указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

    При этом на основании пункта 1 статьи 168 НК продавец дополнительно к цене отгружаемых начиная с 01.01.2019 товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную по налоговой ставке в размере 20%.

    В этой связи внесение изменений в договор в части изменения размера ставки НДС не требуется. Вместе с тем, стороны договора вправе уточнить порядок расчетов и стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав в связи с изменением налоговой ставки по НДС.

    Также необходимо учитывать, что изменение налоговой ставки не изменяет для налогоплательщика порядок и момент определения налоговой базы по НДС.

    1.1. Применение налоговой ставки НДС при отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав с 01.01.2019 в счет оплаты, частичной оплаты, полученной до 01.01.2019.

    При получении до 01.01.2019 оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав с 01.01.2019 исчисление НДС с оплаты, частичной оплаты на основании пункта 4 статьи 164 Кодекса производится по налоговой ставке в размере 18/118 процента.

    При отгрузке с 01.01.2019 вышеуказанных товаров (работ, услуг), имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты, налогообложение НДС производится по налоговой ставке в размере 20% (пункт 3 статьи 164 НК).

    На основании пункта 8 статьи 171 НК суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 172 НК.

    Учитывая изложенное, вычеты сумм НДС, исчисленных по налоговой ставке в размере 18/118 процента с оплаты, частичной оплаты, полученной до 01.01.2019 в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав, производятся продавцом с даты отгрузки этих товаров (работ, услуг), имущественных прав в размере налога, ранее исчисленного по налоговой ставке 18/118% в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 172 НК.

    При этом суммы налога, принятые к вычету покупателем при перечислении продавцу до 01.01.2019 сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, подлежат восстановлению покупателем в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 170 НК. Восстановление сумм налога производится в размере налога, исчисленного исходя из налоговой ставки 18/118%.

    В случае, если до даты отгрузки товаров (работ, услуг), имущественных прав покупатель дополнительно к оплате, частичной оплате, перечисленной до 01.01.2019, в счет предстоящих поставок с 01.01.2019, доплатит продавцу сумму НДС в размере 2% в связи с изменением ставки НДС с 18 до 20 %, то ФНС России рекомендует руководствоваться следующим:

    В случае, если доплата налога в размере 2-х процентных пунктов осуществляется покупателем с 01.01.2019, то такую доплату не следует рассматривать в качестве дополнительной оплаты стоимости, с которой необходимо исчислять НДС по ставке 20/120, а следует рассматривать в качестве доплаты суммы налога. В этой связи, продавцу при получении доплаты налога следует выставить корректировочный счет-фактуру на разницу между показателем суммы налога по счету-фактуре, составленному ранее с применением налоговой ставки в размере 18/118 процента, и показателем суммы налога, рассчитанной с учетом размера доплаты налога (пример 1).

    В случае, если доплата НДС в размере 2-х процентных пунктов осуществляется с 01.01.2019 лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, и (или) налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, которым счета-фактуры не выставляются, то отражение в книге продаж сумм доплаты налога осуществляется на основании отдельного корректировочного документа, содержащего суммарные (сводные) данные о всех случаях доплат налога, полученных продавцом от указанных лиц в течение календарного месяца (квартала) независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

    В случае, если доплата налога в размере 2-х процентных пунктов осуществляется покупателем до 31.12.2018 включительно, то в связи с отсутствием оснований в 2018 году рассматривать указанную доплату в качестве доплаты суммы НДС в размере 2-х процентных пунктов (поскольку действующая ставка НДС в 2018 году - 18%), такую доплату следует рассматривать в качестве дополнительной оплаты стоимости, с которой необходимо исчислять НДС по ставке 18/118. В этой связи, продавцу при получении доплаты налога возможно выставить корректировочный счет-фактуру на разницу между показателями счета-фактуры, составленного при получении оплаты, частичной оплаты с применением ставки в размере 18/118 процента, и показателями после изменения стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав с применением налоговой ставки в размере 18/118 процента (пример 2).
    Таким образом, в указанных случаях, если продавцом получена доплата НДС в размере 2-х процентных пунктов и, соответственно, выставлены корректировочные счета-фактуры, то при отгрузке товаров (работ, услуг), имущественных прав начиная с 01.01.2019 исчисление НДС производится по налоговой ставке в размере 20 процентов, а сумма НДС, исчисленная на основании вышеуказанных корректировочных счетов-фактур, подлежит вычету с даты отгрузки указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 172 НК.

    Налогоплательщик вправе также составить единый корректировочный счет-фактуру к двум и более счетам-фактурам, составленным этим налогоплательщиком ранее.

    Порядок заполнения показателей корректировочного счета-фактуры приведен в приложении к настоящему письму.

    Разница между суммами налога, указанная в корректировочных счетах-фактурах, отражается по строке 070 в графе 5 налоговой декларации по НДС и подлежит учету при расчете общей суммы налога, исчисленной по итогам налогового периода. При этом по строке 070 в графе 3 налоговой декларации по НДС указывается цифра "0" (ноль).

    В случае, если до 01.01.2019 налогоплательщиком получена оплата, частичная оплата с учетом налога, исчисленного исходя из налоговой ставки 20 процентов, в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав с указанной даты, то исчисление НДС с оплаты, частичной оплаты на основании пункта 4 статьи 164 НК производится по налоговой ставке в размере 18/118%. В этом случае корректировочные счета-фактуры не составляются. При отгрузке указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав начиная с 01.01.2019, исчисление НДС производится по налоговой ставке 20%.

    1.2. Применение налоговой ставки НДС при изменении с 01.01.2019 стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных до 01.01.2019.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 НК.

    Согласно подпунктам 10 и 11 пункта 5.2 статьи 169 НК в корректировочном счете-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав, указываются, в том числе, налоговая ставка и сумма налога, определяемая до и после изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав.

    Учитывая изложенное, в том случае, если товары (работы, услуги), имущественные права отгружены (переданы) до 01.01.2019, то при изменении их стоимости в сторону увеличения или уменьшения с 01.01.2019, применяется налоговая ставка, действовавшая на дату отгрузки (передачи), в связи с чем в графе 7 корректировочного счета-фактуры указывается та налоговая ставка по НДС, которая была указана в графе 7 счета-фактуры, к которому составлен корректировочный счет-фактура.

    1.3. Применение налоговой ставки НДС при исправлении счета-фактуры, в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных до 01.01.2019.

    Согласно пункту 7 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - постановление Правительства РФ № 1137), исправления в счета-фактуры вносятся продавцом путем составления новых экземпляров счетов-фактур в соответствии с указанным документом.

    В новом экземпляре счета-фактуры не допускается изменение показателей (номера и даты), указанных в строке 1 счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений, и заполняется строка 1а, где указывается порядковый номер исправления и дата исправления.

    В связи с этим в случае внесения исправлений в счет-фактуру, выставленный при отгрузке товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав до 01.01.2019, в графе 7 исправленного счета-фактуры указывается налоговая ставка, действовавшая на дату отгрузки указанных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав и отраженная в графе 7 счета-фактуры, выставленного при отгрузке этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

    1.4. Применение налоговой ставки НДС при возврате товаров с 01.01.2019.

    Применение НДС продавцом

    В соответствии с пунктом 5 статьи 171 НК вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них.

    Согласно пункту 4 статьи 172 НК вычеты указанных сумм налога производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров, но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

    На основании положений пункта 13 статьи 171 и пункта 10 статьи 172 НК при изменении стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения количества отгруженных товаров, основанием для принятия к вычету НДС у продавца является выставленный продавцом корректировочный счет-фактура.

    В связи с изложенным, при возврате с 01.01.2019 всей партии (либо части) товаров, как принятых, так и не принятых на учет покупателями, рекомендуется продавцу выставлять корректировочные счета-фактуры на стоимость товаров, возвращенных покупателем, независимо от периода отгрузки товаров, то есть до 01.01.2019 или с указанной даты.

    При этом, если в графе 7 счета-фактуры, к которому составлен корректировочный счет-фактура, указана налоговая ставка 18 процентов, то в графе 7 корректировочного счета-фактуры также указывается налоговая ставка 18 процентов.

    При возврате с 01.01.2019 товаров, оплаченных лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, и (или) налогоплательщиками, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, которым счета-фактуры не выставляются, и отгруженных (переданных) указанным лицам до 01.01.2019, в книге покупок регистрируется корректировочный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по операциям возврата, совершенным в течение календарного месяца (квартала), независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

    Применение НДС покупателем

    В силу пункта 1 статьи 172 НК вычеты сумм НДС, предъявленные продавцом покупателю при приобретении им товаров, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при отгрузке указанных товаров, после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

    Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 170 НК суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав.

    Учитывая изложенное, в случае, если покупатель принял к вычету предъявленные ему суммы налога по принятым им на учет товарам, то восстановление сумм НДС согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 170 НК производится покупателем на основании корректировочного счета-фактуры, полученного от продавца, независимо от периода отгрузки товаров, то есть до 01.01.2019 или с указанной даты.

  2. Особенности применения с 01.01.2019 налоговой ставки по НДС отдельными категориями налогоплательщиков.

    2.1. Налоговые агенты, указанные в статье 161 НК.

    Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 161 НК при реализации налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС, который исчисляется и уплачивается в бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

    В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 174 НК в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

    Таким образом, исчисление суммы налога налоговым агентом, указанным в пункте 2 статьи 161 НК, производится при оплате товаров (работ, услуг), т.е. либо в момент перечисления предварительной оплаты либо в момент оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг).

    При отгрузке товаров (работ, услуг) в счет оплаты, ранее перечисленной налоговым агентом, указанным в пункте 2 статьи 161 НК, момент определения налоговой базы у такого налогового агента не возникает.

    Учитывая изложенное, если оплата в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), отгружаемых с 01.01.2019, перечислена иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах, до 01.01.2019, то исчисление НДС налоговым агентом производится на дату перечисления указанной оплаты с применением налоговой ставки 18/118 процента. При отгрузке указанных товаров (работ, услуг) в счет перечисленной ранее оплаты исчисление НДС налоговым агентом не производится.

    Если оплата за товары (работы, услуги), отгруженные до 01.01.2019, производится налоговым агентом с 01.01.2019, то, учитывая, что налоговая ставка по НДС в размере 20% применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года, исчисление НДС производится налоговым агентом с применением налоговой ставки 18/118 процентов (пункт 4 статьи 164 НК).

    Аналогичный порядок исчисления НДС производится налоговым агентом, указанным в пункте 3 статьи 161 НК.

    Одновременно обращаем внимание на то, что налоговые агенты, указанные в пунктах 4, 5, 5.1 и 8 статьи 161 НК, исчисление НДС в переходный период производят в порядке, указанном в пунктах 1, 1.1 - 1.4 настоящего письма.

    2.2 Иностранные организации, указанные в статье 174.2 НК.

    Согласно пункту 3 статьи 174.2 НК (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ) иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 данной статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии с указанной статьей на налогового агента, то есть иностранную организацию-посредника, осуществляющую предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями. При этом пункт 9 статьи 174.2 НК утрачивает силу.

    Вышеуказанные нормы вступают в силу с 1 января 2019 года.

    Таким образом, при оказании начиная с 1 января 2019 года иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию, независимо от того, кто является покупателем этих услуг, физическое или юридическое лицо.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 174.2 НК при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг (пункт 4 статьи 174.2 НК).

    На основании пункта 5 статьи 174.2 НК (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ) сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК, и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента процентная доля налоговой базы.

    Учитывая изложенное, в случае, если при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за эти услуги поступила начиная с 01.01.2019, то налогообложение таких услуг производится иностранными организациями с учетом следующих особенностей:

    • если услуги в электронной форме оказаны до 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 15,25 процента.

    • если услуги в электронной форме оказаны начиная с 01.01.2019, то исчисление НДС производится по расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента.

    В случае, если оплата (частичная оплата) получена иностранными организациями до 01.01.2019 в счет оказания услуг в электронной форме начиная с указанной даты, исчисление НДС иностранными организациями не производится. В этом случае обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагаются на покупателя - организацию (индивидуального предпринимателя), являющуюся налоговым агентом (пункт 9 статьи 174.2 НК).

 

Вычеты по НДС (возмещение)

Налоговые вычеты по НДС - это суммы налога, предъявленные налогоплательщику его поставщиками (подрядчиками) при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Однако суммы НДС могут рассматриваться как налоговые вычеты только в том случае, если они были предъявлены налогоплательщику при совершении операций в отношении товаров (работ, услуг, имущественных прав), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, а также для перепродажи.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами в соответствии со статьей 169 НК при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также при наличии соответствующих документов, установленных главой 21 НК.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке статьи 176 НК.

При наличии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. При отсутствии у налогоплательщика недоимки и задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам сумма налога, подлежащая возмещению, возвращается налогоплательщику.

 

Сроки уплаты НДС и подачи налоговых деклараций

Уплата НДС по общему правилу по всем операциям, за исключением операций ввоза товаров на таможенную территорию РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ НДС уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

В случаях реализации работ (услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Подробнее о сроках сдачи налоговых деклараций по НДС можно узнать в налоговом календаре бухгалтера

 

Изменения в Налоговый кодекс РФ по НДС, вступающие в силу в 2017 году

Статья 1742. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме

(по состоянию на 1 января 2018 года)

  1. В целях настоящей главы оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее в настоящей статье - сеть "Интернет"), автоматизированно с использованием информационных технологий. К таким услугам относятся:

    • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть "Интернет", в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;

    • оказание рекламных услуг в сети "Интернет", в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети "Интернет", а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети "Интернет";

    • оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети "Интернет";

    • оказание через сеть "Интернет" услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети "Интернет" в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);

    • обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети "Интернет", поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети "Интернет"), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;

    • хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть "Интернет";

    • предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;

    • предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

    • оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети "Интернет";

    • оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть "Интернет" при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);

    • предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть "Интернет", в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть "Интернет";

    • оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;

    • предоставление доступа к поисковым системам в сети "Интернет";

    • ведение статистики на сайтах в сети "Интернет".

    В целях настоящей главы к услугам в электронной форме, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не относятся, в частности, следующие операции:

    • реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть "Интернет" поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети "Интернет";

    • реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;

    • оказание консультационных услуг по электронной почте;

    • оказание услуг по предоставлению доступа к сети "Интернет".

  2. При оказании иностранными организациями физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (далее в настоящей статье - физические лица) услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

    При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
    (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ – с 01.01.2018)

  3. Иностранные организации, оказывающие физическим лицам услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии с настоящей статьей на налогового агента.

    При оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, иностранные организации - посредники, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, признаются в целях настоящей главы налоговыми агентами. В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких организаций - посредников налоговым агентом признается иностранная организация - посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги. Налоговый агент обязан исчислить и уплатить соответствующую сумму налога.

    Иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии с настоящей статьей на налогового агента. При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, иностранные организации-посредники, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, признаются в целях настоящей главы налоговыми агентами. В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких организаций-посредников налоговым агентом признается иностранная организация-посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги. Налоговый агент обязан исчислить и уплатить соответствующую сумму налога.
    (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ – с 01.01.2018)

  4. При оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг.

    При определении налоговой базы в соответствии с настоящей статьей стоимость указанных в абзаце первом настоящего пункта услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) указанных услуг.

    При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг. При определении налоговой базы в соответствии с настоящей статьей стоимость указанных в абзаце первом настоящего пункта услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг."; б) пункт 9 признать утратившим силу; в) пункт 10 дополнить абзацем следующего содержания: "В целях настоящего пункта не признаются посредниками организации, являющиеся субъектами национальной платежной системы, а также операторы связи, указанные в Федеральном законе от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", в рамках осуществления переводов денежных средств за услуги, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи.
    (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ – с 01.01.2018)

  5. Сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25 процента процентная доля налоговой базы.

  6. Суммы налога, предъявленные иностранным организациям, подлежащим постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса (за исключением сумм налога, предъявленных их обособленным подразделениям, расположенным на территории Российской Федерации), при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

  7. Уплата налога иностранными организациями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

  8. Налоговая декларация представляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в налоговый орган по установленному формату в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, а в период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такими иностранными организациями для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, - по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    В случае, если исчисление и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся налоговым агентом, налоговая декларация представляется в налоговый орган таким налоговым агентом.

  9. При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), в том числе на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 10 настоящей статьи.

  10. При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели или обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, - посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких посредников налоговым агентом признается российская организация, индивидуальный предприниматель или обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации, - посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие расчеты непосредственно с покупателем независимо от наличия у них договора с иностранной организацией, оказывающей такие услуги.

    Указанные налоговые агенты производят исчисление и уплату налога в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 161 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

  11. Уплата сумм недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам, восстановленных в соответствии с пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса, производится указанными иностранными организациями в течение одного месяца начиная со дня постановки на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса.

 

Статья написана и размещена 21 октября 2012 года. Дополнена - 23.07.2013, 17.01.2014, 04.07.2016, 29.11.2017, 18.06.2018, 05.09.2018, 26.10.2018, 19.03.2019

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант А. Шмелев © 2001 - 2024

 

Полезные ссылки по теме "НДС - налог на добавленную стоимость"

  1. Единый налоговый платеж физического лица

  2. НДФЛ 15%. Прогрессивная шкала

  3. Налог на проценты по вкладам Налог на проценты по вкладам

  4. Налоговый контроль счетов

  5. Почему льготы носят заявительный характер

  6. НДФЛ с наследства

  7. Налоговая ответственность за непредставление документов

  8. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

  9. Подтверждение статуса налогового резидента РФ Порядок получения подтверждения статуса налогового резидента РФ

  10. Как получить отсрочку (рассрочку) по уплтае налогов

  11. Узнать адрес вашей налоговой инспекции:

  12. Система налогов и сборов РФ

  13. Понятие и элементы налога

  14. Виды налогов:

  15. Налогообложение организаций

  16. Налогообложение физических лиц

  17. Налоговые проверки

  18. Налоговая ответственность за: