юридическая и налоговая консультация онлайн

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

 

 

 

Кто такой потребитель

 

  1. Когда Вы - потребитель

  2. Права потребителя и обязанности продавца

  3. Когда Вы - не потребитель

  4. Полезные ссылки по теме "Потребитель"

 

Кто такой потребитель

Определение и понятие потребительТермин "потребитель" - один из самых часто употребляемых. Кого же понимают под потребителем?

Согласно преамбуле Закона "О защите прав потребителей", далее - Закон:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Другими словами, ежедневно покупая продукты, делая заказ в кафе или ресторане, пользуясь услугами мобильной связи лично для себя Вы являетесь потребителем, так как вы потребляете эти продукты, результат работы, услуги.

Из определения видно, что Вы являетесь потребителем в следующих ситуациях:

  • когда только решили это заказать или приобрести что-либо (но еще ничего не купив (не заказав));

  • когда заказываете или приобретаете что-либо;

  • когда пользуетесь тем, что уже заказали или приобрели.

Виды договоров, заключая которые физическое лицо является потребителем.

Следовательно, с того момента, когда Вы решили что-то заказать или приобрести для себя, Закон защищает Ваши права и обязывает продавца сделать все, для того, чтобы Ваши права соблюдались.

Как правило, обязанности продавца (изготовителя, производителя) начинаются с предоставления достоверной и полной информации о товаре (прочитать инструкцию, прослушать консультацию) Вам не нужно покупать товар – Вы потребитель, и Вы праве получить полную информацию о товаре и заканчиваются после полного потребления товара (работы, услуги) или до истечения гарантийного срока.

 

Права потребителя и обязанности продавца

Любое Ваше право – корреспондирует обязанностям продавца:

  • Вы имеете право на информацию о товарах и услугах - продавец обязан такую информацию предоставить;

  • Вы имеете право получать качественные товары и услуги, продавец - обязан вам предоставлять качественный товар;

  • Вы вправе обменять товар, продавец - обязан предоставить Вам такую возможность.

Как мы видим, схема правоотношений такова: Ваши права – обязанности продавца.

Что же означает каждое из этих прав?

Право на качественный товар (работу услугу) означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).

Право на безопасность: как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (пункт 1 статьи 7 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.

Право на возмещение ущерба: означает, что за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (статья 13 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.

Срок службы, срок годности и гарантийный срок - сроки ответственности. На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки - сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют Ваши права - они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (пункт 1 статьи 16 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в результате исполнения такого договора у Вас возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

 

Когда Вы - не потребитель

Как видно определения приобретаемый товар или услуга, должны быть направлены на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.

Так, если лицо приобретает, к примеру, телефон для личного (семейного) потребления – это потребительские отношения, если же телефон приобретается для дальнейшей продажи (к примеру, оптом для продажи по более дорогой цене в розницу) – это уже предпринимательские отношения.

Когда речь идет о личном потреблении – человек является потребителем, когда же продукт (услуга) приобретаются в других целях, человек потребителем уже не является, следовательно, на такие отношения Закон "О защите прав потребителей" не распространяется.

По этой причине не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях. В то же время является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по проживанию в гостинице в командировке), а также заключающий другие виды договоров.

Статья написана и размещена 31 мая 2012 года. Дополнена -

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант А. Шмелев © 2001 - 2024

 

Эта статья входит в цикл статей о правах потребителя:

  1. Как защитить свои права, покупая товар в интернет-магазине Как защитить свои права, покупая товар в интернет-магазине

  2. Продавец, изготовитель, исполнитель

  3. Товары, работы, услуги

  4. Перечень технически сложных товаров

  5. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера формы габарита фасона расцветки или комплектации

  6. Информация о товарах и услугах, маркировка

  7. Срок службы и срок годности

  8. Гарантийный срок

  9. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества – правило 14 дней

  10. Замена товара ненадлежащего качества

  11. Безвозмездное предоставление аналогичного товара на период ремонта

  12. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества

  13. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

  14. Ответственность за просрочку требований потребителя

  15. Моральный вред и основания для его возмещения

  16. Защита прав потребителей

 

Полезные ссылки по теме "Потребитель"

  1. ГОСТ по доставке товаров курьерами

  2. Что такое маркетплейс

  3. Правила розничной продажи товаров по договору купли-продажи с 01.01.2021

  4. Если квартира передана с недостатками

  5. Особенности обмена и возврата товаров, купленных на AliExpress Обмен и возврат товаров, купленных на AliExpress

  6. Как написать претензию

  7. Образец претензии к МТС

  8. Образец претензии об обмене (возврате) мобильного телефона

  9. Как и кому написать жалобу

  10. Как написать иск (подробная инструкция)

  11. Как подать иск в суд (подробная инструкция)

  12. Образец искового заявления о защите прав потребителя

  13. Закон "О защите прав потребителей"