юридическая и налоговая консультация онлайн

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

 

 

 

Товары, работы, услуги для потребителя

 

Зако "О защите прав потребителей" распространяется на договоры покупки товаров, выполнения работ, оказания услуги для потребителя. Для того, чтобы говорить о договорах, сначала надо понять, что является предметом каждого вида договора.

  1. Товары

  2. Работы

  3. Услуги

  4. Виды потребительских договоров

  5. Виды договоров, в которых гражданин не является потребителем

  6. Полезные ссылки по теме "Товары, работы, услуги для потребителя "

Закон "О защите прав потребителей", далее - Закон не дает ответа на вопрос - что в нем понимается под товаром, работами и услугами, поэтому ответ будем искать в гражданском законодательстве.

 

Товары

Товары, работы, услуги для потребителяВ соответствии со статьями 129, 455 Гражданского кодекса РФ под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли-продажи.

Применительно к Закону о защите прав потребителей покупателем может быть только физическое лицо, приобретающее товар для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п. могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы.

 

Работы

В соответствии со статьями 702, 730 Гражданского кодекса РФ под работами понимается деятельность (работа) исполнителя, осуществляемая за плату по заданию заказчика, имеющая материальный результат.

В рамках Закона о защите прав потребителей заказчиком работ может быть только физическое лицо, которое заказало определенную условиями договора работу (строительство жилого дома, ремонт обуви и т.п.), а результат этой работы передается гражданину для удовлетворения личных (бытовых) нужд.

 

Услуги

Статья 779 Гражданского кодекса РФ под услугами понимает совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию заказчика.

В рамках Закона о защите прав потребителей заказчиком услуг может быть только физическое лицо, приобретающее услуги для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуги по перевозке, связи, консультационные, образовательные и т.п.).

 

Виды потребительских договоров

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности, из договоров:

  1. Розничной купли-продажи (в том числе недвижимости, энергоснабжения);

  2. Аренды, включая прокат;

  3. Найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг;

  4. Подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);

  5. Перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения;

  6. Договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;

  7. Договоров возмездного оказания услуг (связи - почтовых, телефонных, телеграфных, медицинских и образовательных услуг, ветеринарных, гостиничных, туристических и иных) и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

  8. Договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

  9. К отношениям, вытекающим из договоров страхования в части общих правил, а правовые последствия нарушений условий этого договора определяются Гражданским кодексом РФ и специальным законодательством о страховании.

Виды договоров, в которых гражданин не является потребителем

Законодательство о защите прав потребителей не распространяется на:

  1. Отношения, возникающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров.

    К таким видам договоров можно отнести (например, отношения, вытекающие из договора безвозмездного хранения в гардеробах организаций, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (статья 924 Гражданского кодекса РФ)).

  2. Отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

    К таким отношениям, в частности, относятся отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг.

    Предметом договора государственного займа являются деньги, которые одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику). В соответствии со статьей 817 Гражданского кодекса РФ по договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации. Приобретая государственные облигации или иные государственные ценные бумаги, гражданин предоставляет государству (в лице соответствующих органов) заем в виде денежных средств. Таким образом, гражданину при этом не оказывается услуга, и, соответственно, нельзя рассматривать государство в качестве исполнителя услуг в понимании Закона РФ "О защите прав потребителей".

  3. Отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях.

    Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, например, если уставом ЖСК предусмотрена обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

  4. Отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности:

    • отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия (так как в соответствии с Конституцией РФ суды являются органами государственной власти и осуществляют правосудие путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленной законом процессуальной форме);

    • отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий (так как в соответствии со статьей 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариат в РФ обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренными законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

      Указанная деятельность не является услугой в гражданско-правовом смысле. Исключение составляет деятельность нотариальных контор по предоставлению гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера (консультации, печатные работы и др.);

    • отношения, основанные на оспаривании решений, действий или бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам несоблюдения тех или иных законных прав и свобод граждан, в том числе отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных и властных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог, осуществлению мер социальной защиты населения, в том числе обеспечение инвалидов, ветеранов и иных определенных законодательством групп населения соответствующими льготами, и др.).

Статья написана и размещена 01 июня 2012 года. Дополнена - 01.07.2017

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант А. Шмелев © 2001 - 2024

 

Эта статья входит в цикл статей о правах потребителя:

  1. Как защитить свои права, покупая товар в интернет-магазине Как защитить свои права, покупая товар в интернет-магазине

  2. Потребитель

  3. Продавец, изготовитель, исполнитель

  4. Товары, работы, услуги

  5. Перечень технически сложных товаров

  6. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера формы габарита фасона расцветки или комплектации

  7. Информация о товарах и услугах, маркировка

  8. Срок службы и срок годности

  9. Гарантийный срок

  10. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества – правило 14 дней

  11. Замена товара ненадлежащего качества

  12. Безвозмездное предоставление аналогичного товара на период ремонта

  13. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества

  14. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя

  15. Ответственность за просрочку требований потребителя

  16. Моральный вред и основания для его возмещения

  17. Защита прав потребителей

 

Полезные ссылки по теме "Товары, работы, услуги для потребителя"

  1. ГОСТ по доставке товаров курьерами

  2. Что такое маркетплейс

  3. Правила розничной продажи товаров по договору купли-продажи с 01.01.2021

  4. Если квартира передана с недостатками

  5. Особенности обмена и возврата товаров, купленных на AliExpress Обмен и возврат товаров, купленных на AliExpress

  6. Как написать претензию

  7. Образец претензии к МТС

  8. Образец претензии об обмене (возврате) мобильного телефона

  9. Как и кому написать жалобу

  10. Как написать иск (подробная инструкция)

  11. Как подать иск в суд (подробная инструкция)

  12. Образец искового заявления о защите прав потребителя