юридическая и налоговая консультация онлайн по телефону, скайпу, аське

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

 

 

 

Закон об искусственном интеллекте в Москве № 123-ФЗ от 24.04.2020

 

  1. Статья 1. Общие положения

  2. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  3. Статья 3. Цели, задачи и основные принципы установления экспериментального правового режима

  4. Статья 4. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в целях установления экспериментального правового режима

  5. Статья 5. Приобретение статуса участника экспериментального правового режима

  6. Статья 6. Координационный совет экспериментального правового режима

  7. Статья 7. О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных"

  8. Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

  9. Скачать текст Закона от 24.04.2020 № 123-ФЗ

  10. Полезные ссылки по теме

 

С 1 июля 2020 года в Москве будет проводиться эксперимент по установлению правового режима, связанного с разработкой и внедрением технологий искусственного интеллекта.

Экспериментальный правовой режим (ЭПР) устанавливается сроком на 5 лет.

Закон № 123-ФЗ от 24.04.2020 "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных" (далее - Закон № 123-ФЗ) определяет цели, задачи и основные принципы установления экспериментального правового режима, а также регулирует отношения, возникающие в связи с его установлением.

Правительство Москвы наделено полномочиями по определению условий и порядка разработки и реализации технологий искусственного интеллекта, а также порядка использования результатов его применения.

Участниками эксперимента могут быть организации и ИП, зарегистрированные на территории Москвы, которые осуществляют или планируют осуществлять деятельность по разработке, созданию, внедрению, реализации или обороту технологий искусственного интеллекта.

Лицо приобретает статус участника экспериментального правового режима со дня включения его в реестр, который ведется уполномоченным органом.

В целях формирования стратегических направлений и мониторинга ЭПР, создается координационный совет. По результатам проведения эксперимента координационный совет должен будет представить в Правительство РФ предложения о целесообразности или нецелесообразности внесения изменений в законодательство.

 

Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-ФЗ
"О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"

Статья 1. Общие положения

  1. С 1 июля 2020 года провести в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве эксперимент по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта.

  2. Настоящий Федеральный закон определяет цели, задачи и основные принципы установления экспериментального правового режима, а также регулирует отношения, возникающие в связи с установлением экспериментального правового режима.

  3. Экспериментальный правовой режим устанавливается на пять лет с 1 июля 2020 года (срок проведения эксперимента). Принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы утрачивают силу по истечении срока проведения эксперимента, за исключением нормативных правовых актов, указанных в части 6 статьи 4 настоящего Федерального закона.

  4. Положения нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, устанавливающие условия экспериментального правового режима, не могут исключать, изменять или вступать в противоречие с положениями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, относящихся в соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

  5. Результатом установления экспериментального правового режима не может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан, введение для них дополнительных обязанностей, нарушение единства экономического пространства на территории Российской Федерации или иное умаление гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) экспериментальный правовой режим - применение в течение предусмотренного настоящим Федеральным законом срока проведения эксперимента в отношении участников экспериментального правового режима специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта;

    2) искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру (в том числе информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства обработки информации), программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений;

    3) технологии искусственного интеллекта - технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта (включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта);

    4) общее регулирование - нормативное правовое регулирование, содержащее общеобязательные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение, и действующее на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы;

    5) специальное регулирование - нормативное правовое регулирование, установленное принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, содержащее отличный от общего регулирования порядок разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в указанном субъекте Российской Федерации, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта;

    6) уполномоченный орган - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, уполномоченный на координацию мероприятий экспериментального правового режима, а также на осуществление иных функций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    7) участник экспериментального правового режима - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр участников экспериментального правового режима в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона.

  2. Другие понятия используются в настоящем Федеральном законе в том же значении, что и в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Цели, задачи и основные принципы установления экспериментального правового режима

  1. Целями установления экспериментального правового режима являются:

    1) обеспечение повышения качества жизни населения;

    2) повышение эффективности государственного или муниципального управления;

    3) повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в ходе внедрения технологий искусственного интеллекта;

    4) формирование комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, по результатам установления экспериментального правового режима.

  2. Задачами установления экспериментального правового режима являются:

    1) создание благоприятных правовых условий развития технологий искусственного интеллекта;

    2) апробация технологий искусственного интеллекта и результатов его применения в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве;

    3) оценка эффективности и результативности установления специального регулирования по результатам установления экспериментального правового режима.

  3. Основными принципами установления экспериментального правового режима являются:

    1) прозрачность экспериментального правового режима;

    2) защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение безопасности личности, общества и государства;

    3) недискриминационный доступ к результатам применения искусственного интеллекта.

Статья 4. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в целях установления экспериментального правового режима

  1. В целях установления экспериментального правового режима высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы определяет на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы:

    1) условия и (или) порядок разработки, создания, внедрения, реализации, оборота отдельных технологий искусственного интеллекта и (или) производства, реализации, оборота отдельных товаров (работ, услуг) на основе указанных технологий, а также требования к указанным технологиям и (или) товарам (работам, услугам);

    2) случаи и порядок использования результатов применения искусственного интеллекта;

    3) случаи обязательного применения и (или) учета результатов применения искусственного интеллекта в деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и подведомственных им организаций;

    4) уполномоченный орган;

    5) порядок и случаи передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения изображений, полученных в соответствии с условиями, предусмотренными подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также предоставления доступа к таким средствам и системам фото- и видеонаблюдения органам государственной власти и организациям, осуществляющим публичные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Перечень организаций, осуществляющих публичные функции, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы;

    6) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, порядок и условия обработки участниками экспериментального правового режима персональных данных, полученных в результате обезличивания, на основании соглашений с уполномоченным органом, а также требования к таким соглашениям.

  2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в целях установления экспериментального правового режима осуществляет на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы иные полномочия, предусмотренные федеральными законами.

  3. Принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы применяются только в отношении участников экспериментального правового режима, включенных в реестр участников экспериментального правового режима в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона.

  4. При совершении сделок, направлении юридически значимых сообщений и совершении иных юридически значимых действий участник экспериментального правового режима обязан уведомлять лиц, не являющихся участниками экспериментального правового режима, о наличии у него статуса участника экспериментального правового режима и указывать на применение в отношении его актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если указанные в настоящей части юридически значимые действия совершаются с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", участник экспериментального правового режима обязан проинформировать пользователя (сторону сделки) обо всех применимых положениях нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

  5. Требования к соглашениям между участниками экспериментального правового режима и уполномоченным органом, предусмотренные пунктом 6 части 1 настоящей статьи, должны предусматривать механизмы обеспечения конфиденциальности передаваемых данных и безопасности их хранения.

  6. Персональные данные, полученные в результате обезличивания и обрабатываемые в соответствии с пунктом 6 части 1 настоящей статьи, не могут быть переданы лицам, не являющимся участниками экспериментального правового режима. В случае утраты статуса участника экспериментального правового режима или прекращения эксперимента в связи с истечением срока его проведения лицо, являвшееся участником экспериментального правового режима, утрачивает право на получение персональных данных, полученных в результате обезличивания, а хранящиеся у такого лица персональные данные, полученные в результате обезличивания, подлежат уничтожению в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Для уничтожения персональных данных, полученных в результате обезличивания, применяются прошедшие в установленном порядке процедуру оценки соответствия средства защиты информации, в составе которых реализована функция уничтожения информации. Сведения об уничтожении персональных данных, полученных в результате обезличивания, направляются лицом, являвшимся участником экспериментального правового режима, в уполномоченный орган. Участники экспериментального правового режима несут ответственность за соблюдение прав субъектов персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" в течение всего срока проведения эксперимента и после прекращения их участия в эксперименте. Уполномоченный орган и координационный совет экспериментального правового режима осуществляют в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы по согласованию с Правительством Российской Федерации, мероприятия по контролю за соблюдением обязанности по уничтожению персональных данных, полученных в результате обезличивания.

  7. При проведении эксперимента не допускается хранение персональных данных, полученных в результате обезличивания и обрабатываемых на основании соглашения с уполномоченным органом, указанного в пункте 6 части 1 настоящей статьи, за пределами субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.

Статья 5. Приобретение статуса участника экспериментального правового режима

  1. Лицо приобретает статус участника экспериментального правового режима со дня включения в реестр участников экспериментального правового режима, который ведется уполномоченным органом. Уполномоченный орган обеспечивает доступность реестра участников экспериментального правового режима для ознакомления с ним неопределенного круга лиц посредством публикации указанного реестра на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

  2. Уполномоченный орган включает лицо в реестр участников экспериментального правового режима на основании заявки, в которой содержатся следующие сведения:

    1) полное наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя;

    2) вид (виды) деятельности, который заявитель планирует осуществлять в рамках экспериментального правового режима;

    3) целевые показатели или результаты, которые заявитель планирует достичь в результате участия в эксперименте, и ожидаемые сроки их достижения, которые не могут превышать срок, указанный в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;

    4) номера телефона, факса, адрес электронной почты заявителя;

    5) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя, его номера телефона, факса, адрес электронной почты.

  3. По итогам рассмотрения указанной в части 2 настоящей статьи заявки уполномоченный орган в срок не более тридцати календарных дней со дня получения такой заявки принимает одно из следующих решений:

    1) о включении заявителя в реестр участников экспериментального правового режима;

    2) об отказе во включении заявителя в реестр участников экспериментального правового режима.

  4. Статус участника экспериментального правового режима предоставляется заявителю, соответствующему следующим требованиям:

    1) заявитель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

    2) заявитель осуществляет или планирует осуществлять деятельность по разработке, созданию, внедрению, реализации или обороту технологий искусственного интеллекта и (или) производству, реализации или обороту отдельных товаров (работ, услуг) на основе указанных технологий;

    3) заявитель - индивидуальный предприниматель, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, либо член коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица не имеет неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

  5. К указанной в части 2 настоящей статьи заявке прилагаются документы, которые подтверждают соответствие заявителя требованиям части 4 настоящей статьи и перечень которых утверждается уполномоченным органом.

  6. Уполномоченный орган отказывает заявителю во включении в реестр участников экспериментального правового режима в случае:

    1) несоответствия заявки требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

    2) непредставления документов, которые подтверждают соответствие заявителя требованиям части 4 настоящей статьи;

    3) подачи заявки ненадлежащим лицом.

  7. В случае отказа во включении в реестр участников экспериментального правового режима уполномоченный орган уведомляет об этом заявителя с мотивированным обоснованием такого отказа.

  8. Основанием для исключения участника экспериментального правового режима из реестра участников экспериментального правового режима является:

    1) заявление участника экспериментального правового режима об исключении из реестра участников экспериментального правового режима;

    2) ликвидация или реорганизация (за исключением реорганизации в форме преобразования) юридического лица - участника экспериментального правового режима либо прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

    3) предоставление участником экспериментального правового режима заведомо недостоверных сведений при приобретении им статуса участника экспериментального правового режима;

    4) прекращение соответствия участника экспериментального правового режима требованиям пункта 1 части 4 настоящей статьи;

    5) нарушение участником экспериментального правового режима требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов.

  9. Уполномоченный орган вносит запись об исключении сведений об участнике экспериментального правового режима из реестра участников экспериментального правового режима в течение десяти рабочих дней со дня регистрации уполномоченным органом поступившего от участника экспериментального правового режима заявления об исключении его из указанного реестра.

  10. Порядок направления и рассмотрения заявки о включении в реестр участников экспериментального правового режима и ее форма устанавливаются уполномоченным органом.

Статья 6. Координационный совет экспериментального правового режима

  1. В целях формирования стратегических направлений совершенствования механизмов экспериментального правового режима, в том числе мониторинга экспериментального правового режима, образовывается координационный совет экспериментального правового режима.

  2. Положение о координационном совете экспериментального правового режима и его состав утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы по согласованию с Правительством Российской Федерации. По предложению Правительства Российской Федерации в состав координационного совета экспериментального правового режима включаются представители федеральных органов исполнительной власти.

  3. Координационный совет экспериментального правового режима участвует в обсуждении проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы по вопросам, связанным с установлением экспериментального правового режима, а также вносит предложения по совершенствованию механизмов экспериментального правового режима в процессе и по итогам применения специального регулирования. По результатам проведения эксперимента координационный совет экспериментального правового режима подготавливает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения о целесообразности или нецелесообразности внесения изменений в законодательство Российской Федерации.

Статья 7. О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных"

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; 2010, № 31, ст. 4173; № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683; 2014, № 23, ст. 2927; № 30, ст. 4217; 2016, № 27, ст. 4164; 2017, № 27, ст. 3945; № 31, ст. 4772) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 6 дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:

"9.1) обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных", в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом;";

2) в статье 10:

а) в части 1 слова "частью 2" заменить словами "частями 2 и 2.1";

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

"2.1. Обработка персональных данных, касающихся состояния здоровья, полученных в результате обезличивания персональных данных, допускается в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных", в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом.".

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года.

 

Скачать Закон 123-ФЗ от 24.04.2020 об искусственном интеллекте в Москве

Скачать Закон 123-ФЗ от 24.04.2020 об искусственном интеллекте в Москве

(в формате *doc ~ 33 Кб)

Информация размещена 26 апреля 2020 года. Дополнена -

 

Полезные ссылки по теме "Закон № 123-ФЗ от 24.04.2020 об искусственном интеллекте в Москве"

  1. Новые законы Москвы

  2. Закон "О персональных данных"

  3. Личный кабинет на мос.ру

  4. Мобильное приложение "Моя Москва"

  5. Детские пособия в Москве