|
Дистанционные покупки в интернет магазине
Понятие "дистанционная торговля"Согласно пункту 2 Правил продажи товаров дистанционным способом (далее - Правила) продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Из этого определения следует, что:
Как заключается договор купли-продажи при дистанционной торговле?Информация, размещенная на сайте интернет-магазина является публичной офертой товара, если отвечает требованиям статьи 494 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК) и пункту 12 Правил, т.е. если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Это означает, что продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании. Согласие заключить договор купли-продажи на предъявленных условиях называется акцептом, которое может быть выражено, к примеру, заполнением формы заказа на сайте, телефонным звонком продавцу для оформления заказа или иным, предложенным продавцом способом. С момента заявления покупателем акцепта, договор купли-продажи при дистанционной продаже может считаться заключенным (пункт 20 Правил). После того, как вами заявлено согласие о приобретении товара, а продавцом подтвержден заказ, продавец не вправе изменять условия договора – то есть изменять цену или условия приобретения. Если условия будут изменены, то вы вправе настаивать на заключении договора на предъявленных изначально условиях. Таковы правила публичного договора, заключенного на основании публичной оферты.
Какая информация должна в обязательном порядке предоставляться покупателю?Правила продажи товаров дистанционным способом содержат, как перечень общей необходимой информации, которая указана в статьях 8 и 10 Закона "О защите прав потребителей" (далее - ЗПП), так и некоторую специальную информацию (пункт 9 Правил), которая предоставляется только при таком способе продажи. Также на сайте должна быть информация о продавце, которая согласно статье 8 Закона "О рекламе" должна содержать:
При продаже технически сложных товаров покупателю должна быть предоставлена дополнительная информация о товаре (пункт 3 Правил). Несоблюдение продавцами указанных пунктов Правил может служить основанием для их привлечения к административной ответственности по:
Поскольку передача товара, проданного дистанционным способом осуществляется как правило в месте нахождения покупателя, то стоит обратить внимание на предлагаемые условия доставки, условия которой регулируются пунктами 3, 15, 22, 26 Правил. При этом надо иметь в виду, что если доставка не была осуществлена по вашей вине, то продавец вправе потребовать за повторную доставку дополнительную оплату (пункт 24 Правил).
Отказ от товараБывает так, что при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не совсем то, что ожидал увидеть покупатель, заказывая товар только на основании предоставленной информации. Пункт 21 Правил продажи товаров дистанционным способом и статья 26.1 ЗПП предоставляют покупателю возможность отказаться от разонравившегося товара (за исключением указанных в пункте 21 Правил ограничений на товары, имеющие индивидуально-определенные свойства) – покупатель имеет возможность отказаться от товара в течение:
Условия возврата товараНадо иметь в виду, что в пункте 21 Правил есть ряд условий, соблюдение которых необходимо для осуществления возврата. В противном случае продавец вправе отказать потребителю по формальным признакам. Основное услвоие – это сохранение товарного вида и потребительских свойств товара. Здесь в отличие от статьи 25 ЗПП нет обязательного условия, чтобы товар не был в употреблении. Но его товарный вид должен быть сохранен полностью. Если, к примеру, товар был упакован в фабричную одноразовую "блистерную" упаковку, то вскрытие такой упаковки автоматически приводит к потере товарного вида. Отказ продавца в этом случае будет правомерен. Несмотря на условие наличия документа, подтверждающего факт совершения покупки, оно не является обязательным.
Возврат технически сложных товаровПри дистанционной торговле достаточно часто возникает вопрос – применяется ли в этом случае Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации к продажам, осуществленным дистанционным способом. Данный Перечень содержит достаточно обширные ограничения по возможности обмена и возврата товара и был издан во исполнение статьи 25 ЗПП, регулирующей право покупателя на обмен товаров надлежащего качества. Многие продавцы считают, что к требованию покупателя о возврате товара, проданного дистанционным способом, Перечень применять можно. Но я не разделяю это мнение и вот почему:
Обмен товаровОбмен товаров, проданным дистанционным способом, происходит при соблюдении условий и по причинам, предусмотренным в статье 25 ЗПП. То есть на него отводится 14 дней (не считая дня покупки), но действуют ограничения по товарным группам, обязательно условие "неэксплуатации" товара, причины обмена должны четко соответствовать, указанным в законе. То есть для требования обмена никаких особых льгот для покупателей в данном случае не предусмотрено. Также при продаже товаров ненадлежащего качества будет действовать порядок, предусмотренный для обычной розничной продажи, без каких-либо дополнительных условий или льгот. Права потребителя, описанные в пунктах 28 - 31 Правил, полностью дублируют соответствующие им, указанные в статье 18 ЗПП.
Как защитить свои права, покупая товар в интернет-магазине
Особенности обмена и возврата товаров, купленных на AliExpressПрактика показывает, что все выше сказанное не относится к покупке товаров на AliExpress (причем - вне зависимости от солидности продавца). К сожалению, китайские продавцы не соблюдают права российских потребителей и просто-напросто забывают о покупателе с момента подтверждения получения покупки. К примеру, магазин T-Best Wholesales Outlet (№ 518045) работает на AliExpress с января 2013 года и имеет более 131 000 отзывов 96% из которых положительные (все эти отзывы получены на момент покупки). К сожалению, все эти цифры (как показывает практика) не являются показателем качества как продаваемых товаров, так и самого продавца, т.к. все попытки возвратить купленный в этом магазине и сломавшийся через неделю товар потерпели неудачу (как при обращении к самому продавцу, так и при обращении с претензией через AliExpress). С одной стороны, китайские продавцы, торгуя на территории своей страны и не должны соблюдать права потребителей, установленных российским законодательством, с другой - на любую технику должна быть хоть какая-то минимальная гарантия. Но:
Поэтому рекомендую покупать на AliExpress только простые бытовые товары, а любую технику все же покупать в российских магазинах (хоть и дороже, но надежнее в плане защиты прав потребителей).
Информация размещена 18 июля 2013 года. Дополнена - 03.10.2016 ВНИМАНИЕ! Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора. Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2021Полезные ссылки по теме "Дистанционные покупки в интернет магазине.
|