Маркетплейс: понятие и схема работы
-
Что такое маркетплейс
-
Права и обязанности владельца маркетплейса
-
Полезные ссылки по теме
Что такое маркетплейс
На данный момент легального определения этого понятия нет. Законопроект № 445923-8 предлагает такое определение: "агрегатор информации о товарах (услугах) (далее - маркетплейс) – программа для электронных вычислительных машин и (или) сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", позволяющие потребителю одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара дистанционным способом (договора возмездного оказания услуг дистанционным способом), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи дистанционным способом (договор возмездного оказания услуг дистанционным способом), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу маркетплейса в рамках применяемых форм безналичных расчетов".
Простыми словами маркетплейс (от англ. market — рынок, place — площадь) — это торговая площадка в интернете, на которой торгуют независимые друг от друга продавцы. Администрация маркет-платформы (посредник между покупателем и продавцом) обеспечивает взаимодействие между покупателями и продавцами: покупка, оплата, доставка. Это аналог рынка или ярмарки, где на одном пространстве торгуют самостоятельные торговцы, но работающий онлайн.
Суд по интеллектуальным правам в своем постановлении от 18.03.2022 по делу № А40-92572/2021 указал, что "... маркетплейс – платформа электронной коммерции, онлайн-магазин электронной торговли, предоставляющий информацию о продукте или услуге третьих лиц, чьи операции обрабатываются оператором маркетплейса. В целом маркетплейс представляет собой оптимизированную онлайн-платформу по предоставлению продуктов и услуг. Один и тот же товар зачастую можно купить у нескольких ритейлеров, при этом цена на товар может отличаться. Другими словами, маркетплейс – это электронная торговая площадка, играющая роль посредника между продавцом товара и покупателем ...".
Примечание: согласно ст. 1253.1 ГК РФ информационным посредником может быть признано лицо, которое лишь предоставляет возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, либо лицо, предоставляющее лишь возможность доступа к материалу в этой сети.
Исходя из правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 77 Постановления № 10, для признания конкретного лица информационным посредником необходимо учитывать характер осуществляемой таким лицом деятельности. Если лицо осуществляет деятельность, которая указана в статье 1253.1 ГК РФ, то такое лицо признается информационным посредником в части осуществления данной деятельности. В случае если лицо осуществляет одновременно различные виды деятельности, то вопрос об отнесении такого лица к информационному посреднику должен решаться применительно к каждому виду деятельности.
Пунктом 3 статьи 1253.1 ГК РФ предусмотрено, что информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий: он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным; он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети «Интернет», на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. Перечень необходимых и достаточных мер и порядок их осуществления могут быть установлены законом.
Обычный интернет-магазин в отличие от маркетплейса продает только свои товары со своего склада и сами налаживают процесс продвижения в интернете: от создания сайта, приёма платежей и доставки заказа покупателю.
Права и обязанности владельца маркетплейса
Законопроект № 445923-8 предусматривает следующие права и обязанности владельца маркетплейса:
-
предоставлять сведения об условиях договоров, заключаемых между владельцем маркетплейса и владельцем пунктов выдачи заказов (далее - ПВЗ) и между владельцем маркетплейса и продавцом товаров на маркетплейсе (далее – договоры и стороны) путем размещения соответствующей информации на сайте маркетплейса в информационно-коммуникационной сети "Интернет";
-
пересматривать условия договоров не чаще одного раза в год;
-
уведомлять не менее чем за 30 календарных дней
о намерении изменить условия договоров;
-
списывать денежныа средства со счетов продавцов товаров на маркетплейсе и (или) владельцев ПВЗ
на основании поименованных в договоре штрафных санкций при условии наличия письменного распоряжения продавца товаров на маркетплейсе и (или) владельца ПВЗ о допустимости списания денежных средств;
-
до списания денег владелец маркетплейса обязан предварительно направить в адрес продавца товара и (или) владельца ПВЗ мотивированное письменное уведомление о принятии решения о наложении штрафных санкций и (или) иных удержаний;
-
владелец маркетплейса не вправе ограничивать доступ к личному кабинету продавца товара на маркетплейсе и (или) владельца ПВЗ.
Статья написана и размещена 17 ноября 2023 года. Дополнена -
ВНИМАНИЕ!
Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.
Маркетплейс: понятие и схема работы
-
ГОСТ по доставке товаров курьерами
-
Что такое маркетплейс
-
Правила розничной продажи товаров по договору купли-продажи с 01.01.2021
-
Если квартира передана с недостатками
-
Особенности обмена и возврата товаров, купленных на AliExpress
-
Как написать претензию
-
Образец претензии к МТС
-
Образец претензии об обмене (возврате) мобильного телефона
-
Как и кому написать жалобу
-
Как написать иск (подробная инструкция)
-
Как подать иск в суд (подробная инструкция)
-
Образец искового заявления о защите прав потребителя
Tags: потребитель, перечень, технически, сложные, товары, не подлежащие возврату, обмену, защита прав потребителя, перечень технически сложных товаров