Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь
Карантин лиц при COVID-19 (коронавирусной инфекции)
(quarantena — 40 дней) - это ограничение деятельности или отделение лиц, которые не болеют, но могли подвергнуться воздействию инфекционного агента или контакту с заболеванием, с целью мониторинга симптомов и раннего выявления случаев заражения. Карантин отличается от изоляции, которая заключается в отделении больных или инфицированных лиц от других с целью предотвращения распространения инфекции или контаминации (Временное руководство ВОЗ от 19.03.2020 "Рекомендации по помещению людей в карантин в контексте сдерживания вспышки коронавирусной болезни (COVID-19)").
Если коротко, то карантин - это временная принудительная изоляция лиц, соприкасавшихся с заразными больными или перенёсшими эпидемическую болезнь.
Если власти штрафуют за нарушение правил "самоизоляции", то это уже не самоизоляция, а карантин!
"Ну и что же?" - спросите Вы. А то, что режим регулирования и последствия - другие:
согласно статье 16.1 ГК РФ - ответственность за все убытки при введении карантина несёт Родина (вот где собака порылась(!)).
Отличие карантина от самоизоляции
Как мы видим, основным отличием карантина от самоизоляции является то, по чьей воле происходит такое сокращение контактов с внешним миром:
если человек решил сам побыть дома - это самоизоляция (это очевидно и следует из термина);
если такое ограничение происходит по воле уполномоченных гос. органов - это карантин.
Данный вывод подтверждает и содержание пункта 1 Постановления от 18.03.2020 № 7 главного санитарного врача РФ, в котором сказано: "... обеспечить изоляцию всех лиц, прибывающих на территорию РФ ..." (п.1.1), "... Организовать контроль за соблюдением карантина ..." (п. 1.3).
Да и в больничных листах здоровых лиц 65+ основанием для выдачи в период с 30 марта по 30 апреля указывается "карантин".
Статья 16.1. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления
(введена Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ)
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
Комментарий
Данная норма развивает положения п. 3 ст. 1064 ГК, согласно которым вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
Иначе говоря, и здесь действует принцип полного возмещения, то есть как расходов, так и неполученных доходов.
Так, например, в силу ч. 2 ст. 18 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (ред. от 30.09.2015)). При этом следует учесть, что согласно ч. 3 ст. 18 указанного Закона вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.
Возможность компенсации, о которой идет речь в статье 16.1 ГК, предусмотрена также ст. ст. 279, 281, п. 5 ст. 790 ГК РФ.
С 01.01.2020 действуют положения ч. 4 ст. 66 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусматривающие, что при компенсации Российской Федерацией ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями, за исключением случая, указанного в ч. 3 данной статьи, орган регистрации прав имеет право регрессного требования в размере возмещенных Российской Федерацией сумм:
к органу государственной власти или органу местного самоуправления, если такие убытки возникли в результате признания судом незаконным акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;
к лицу, выполнившему кадастровые работы, если такие убытки возникли в результате реестровой ошибки и предоставления этим лицом недостоверных данных и документов для внесения записи об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости. Данное требование не может быть обращено к юридическому лицу или физическому лицу, заключившим договор о проведении кадастровых работ с лицом, выполнившим кадастровые работы;
к иному физическому лицу или юридическому лицу, незаконные действия которых привели к возникновению таких убытков.
Судебная практика:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (п. 16);
Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2015 № 22-КГ15-4 (о взыскании компенсации морального вреда, причиненного потерей кормильца);
Апелляционное определение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.06.2014 по делу № 33-1067/14 (о возмещении ущерба, компенсации морального вреда).
Статья написана и размещена 26.04.2020. Дополнена -