юридическая и налоговая консультация онлайн по телефону, скайпу, аське

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

 

 

 

Что такое криптовалюта и биткойн

 

  1. Понятие и виды виртуальной валюты

  2. Правовой статус криптовалют

  3. Налогообложение операций по покупке и продаже криптовалюты

  4. Что такое Bitcoin

  5. Закон о цифровых финансовых активах

  6. Полезные ссылки по теме

 

Понятие и виды виртуальной валюты (криптовалюты)

Что такое криптовалюта и биткойнРодителями виртуальных валют (криптовалют) были игровые деньги и виртуальные деньги социальных сетей. Причем если в онлайн играх или соцсетях и были какие-то инструкции для пользователей, то они описывали не статус, а механизм использования таких "денег". Таким образом, владельцы соцсетей и онлайн игр нашли новый способ заработка - торговля разными виртуальными картинками, артефактами и другими принадлежностями по цене реальных вещей. При этом в отличие от реальных вещей для их бухучета их можно отражать как угодно.

"Напечатать" свою валюту может любой человек, для этого надо лишь обладать определенными знаниями в области программирования или иметь достаточно денег, чтобы нанять программистов.

Отличительной особенностью виртуальной валюты является отсутствие обеспеченности реальной стоимостью. Цена на нее определяется только спекулятивными действиями, что влечет за собой высокий риск потери стоимости и, как следствие, нарушение прав держащих его граждан и организаций.

Легального определения криптовалюты нет, поэтому приведу разные вариации на эту тему:

  • виртуальные валюты - это цифровое представление ценности, не эмитированное центральным банком, кредитным учреждением или эмитентом электронных денег, которая может при определенных обстоятельствах служить в качестве альтернативы деньгам (доклад ЕЦБ от февраля 2015 г.);

  • виртуальная валюта - это средство обмена, действующее как валюта в некоторых средах, но не имеющая общепризнанных признаков настоящей валюты. В частности, виртуальная валюта не имеет статуса законного платежного средства ни в одной юрисдикции (Application of FinCEN's Regulations to Persons Administering, Exchanging, or Using Virtual Currencies, FIN-2013-G001, Issued: March 18, 2013. P. 1);

  • криптовалюты - это выпускаемые (эмитируемые) на территории Российской Федерации объекты имущественных прав, в том числе в электронном виде, предназначенные для использования в качестве средства платежа и (или) обмена и непосредственно не предусмотренные в качестве официального средства платежа законодательством РФ (проект КоАП от 29.10.2015).

Т.о. виртуальная валюта - это один из видов нерегулируемых электронных средств обмена (действующих как цифровые деньги), которые создаются и обычно контролируются их разработчиками, используются и принимаются среди членов определенного виртуального сообщества.

Все виртуальные валюты можно разделить на 2 вида:

  • виртуальные валюты, которые нельзя обратно обменять на деньги (они используются онлайн играх и социальных сетях);

  • виртуальные валюты, которые можно обратно обменять на деньги, т.е. речь идет о конвертируемой виртуальной валюте, имеющей обменный курс покупки и продажи (Linden Dollars, Bitcoin и др.).

 

Правовой статус криптовалют

Фактически криптовалюты находятся вне правового поля.

27.01.2014 ЦБ РФ отметил, что в связи с анонимным характером деятельности по выпуску "виртуальных валют" неограниченным кругом субъектов и по их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно, вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Банк России предупреждает, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену "виртуальных валют" на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

06.02.2014 в Генеральной прокуратуре РФ состоялось совещание по вопросу правомерности использования анонимных платежных систем и криптовалют, на котором было отмечено, что анонимные платежные системы и криптовалюты, в том числе наиболее известная из них - Биткойн, являются денежными суррогатами и не могут быть использованы гражданами и юридическими лицами.

Статьей 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлен запрет на введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов (к которым в России относят и криптовалюту, в частности, биткойн). Между тем ввиду отсутствия ответственности за нарушение этого запрета оборот криптовалюты продолжает осуществляться.

Неопределенность статуса криптовалюты подтвердил и Арбитражный суд города Москвы, который в своем определении от 5 марта 2018 г. по делу № А40-124668/17-71-160Ф отказался включить криптовалюту в конкурсную массу указав, что на момент судебного заседания действующим законодательством не определено, какими именно активами следует считать криптовалюту: деньгами, денежным суррогатом, имуществом, фиатными деньгами, электронными деньгами, валютой, финансовым инструментом или ценными бумагами. На этом основании суд сделал вывод, что криптовалюта не является имуществом. Суд указал, что к криптовалютам нельзя применять по аналогии нормы, регулирующие сходные отношения, а также относить их к объектам гражданских прав. Поэтому, по мнению суда, она находится вне правового поля на территории страны, а исполнение сделок с криптовалютой, ее транзакции не обеспечиваются принудительной силой государства. Также суд пояснил, что отсутствие в системе криптовалюты контролирующего центра и анонимность пользователей криптовалют не позволяет с определенностью установить принадлежность криптовалюты в криптокошельке, находящемся в Интернете. При этом суд отметил, что проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты не запрещены законами России.

Что же такое криптовалюта с точки зрения гражданского права?

Согласно статье 140 ГК РФ законным средством платежа является рубль, который является обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ. Т.к. про криптовалюту в статье 140 ГК РФ ничего не сказано, исполнить свое денежное обязательство, расчитываясь такими "деньгами" без согласия кредитора нельзя.

Фактически виртуальные валюты денежными средствами в том понимании, как их трактует статья 140 ГК РФ, не являются, а за реальные деньги (превращенные в криптовалюту) приобретается услуга. Недаром чаще всего используют термины "виртуальные валюты" и "виртуальные деньги".

Нельзя отнести криптовалюту и к электронным деньгам, т.к. ни признака предоплаченности, ни договора с оператором электронной платежной системы нет.

В российском праве закреплен закрытый перечень ценных бумаг, поэтому криптовалюту нельзя признать бездокументарной ценной бумагой. Сложно ее назвать и аналогом ценной бумаги или каким-либо финансовым инструментом, так как у криптовалюты нет эмитента.

Вряд ли можно признать криптовалюту и имущественным правом, потому что в данном случае отсутствуют кредитор и должник по какому-либо обязательству. У обладателя криптовалюты нет права требования к кому-либо. Обладатель криптовалюты может передать данный актив третьему лицу либо обменять на другой актив или приобрести что-либо, если на это есть согласие другого участника.

Единственная категория, содержащаяся в статье 128 ГК, позволяющая хоть как-то охватить данное явление, - это "иное имущество". Криптовалюта обладает вполне определенной экономической ценностью и может быть обменяны на валюту многих стран мира. Так что нет никаких оснований для исключения их из-под действия гражданского права. Поэтому договоры, предусматривающие продажу товаров и услуг за криптовалюту, должны признаваться действительными. Т.к. криптовалюта не может рассматриваться как деньги, такие договоры имеют бартерную природу. ВАС РФ не квалифицирует в качестве мены договор, по которому осуществляется обмен товара на услуги или на имущественное право (п. п. 1 и 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2002 г. № 69 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором мены"), рассматривая такие договоры в качестве смешанных, поскольку квалифицирующим признаком договора мены является обмен одного товара на другой, что обусловливает необходимость наличия перехода права собственности по нему. Такой договор будет смешанным.

Отсутствие правового статуса виртуальных валют в большинстве государств говорит само за себя – играя с виртуальными валютами, вы сами берете на себя все возможные риски.

Далее имеет смысл подробнее остановиться на рассмотрении Bitcoin как наиболее интересного и популярного вида виртуальной валюты.

 

Налогообложение операций по покупке и продаже криптовалюты

В своем Письме от 17.05.2018 № 03-04-07/33234 Минфин РФ разъяснил, что до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций купли-продажи криптовалют, исходить из нормы абзаца первого подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ, исходя из которого, налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение.

Т.о. Минфин России считает, что если выгода от операций с биткойнами может быть оценена, то доходы должны облагаться НДФЛ в общем порядке.

В Письме от 21 мая 2018 г. № 03-04-05/34004 Минфин России предлагает облагать результат от операций с биткойнами по аналогии с прочим имуществом. При этом до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций их купли-продажи, можно исходить из нормы абз. 1 подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, то есть уменьшать доходы от продажи криптовалют на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с их приобретением.

А в Письме от 14 июня 2018 г. № 03-03-06/1/40729 Минфин России рассуждает следующим образом: логика положений главы 25 Налогового кодекса подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение прибыли, за исключением поименованных в ст. 251 НК РФ. Следовательно, любой доход, полученный организацией в рамках деятельности, направленной на получение дохода (коммерческой деятельности), подлежит учету при налогообложении прибыли.

В Письме от 4 сентября 2018 г. № 03-04-05/63144 Минфин России уточняет, что льгота по НДФЛ, освобождающая от налогообложения доходы от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более (п. 17.1 ст. 217 НК), к криптовалютам не применяется.

 

Что такое Bitcoin

Bitcoin (англ. Bitcoin, от bit — "бит" и coin — "монета") можно определить как разновидность электронного средства обмена, имеющего анонимный и децентрализованный характер, в основе которого лежат криптографические алгоритмы.

Биткойны появляются при помощи программы, которая дает возможность "торговать" вычислительными мощностями вашего компьютера и получать за это вознаграждение в виде результата работы - биткоинов.

Выпуск биткоинов (вернее, добыча - mining - по внутренней терминологии) децентрализованный, регулируется самой программной архитектурой, то есть достаточно сложным математическим аппаратом. Стать обладателем виртуальной денежной единицы можно путем самостоятельной "добычи", а также покупки у тех, кто уже добыл, продажи своих товаров и услуг за биткоины.

Отличительные черты Bitcoin:

  • анонимность (для ее использования не требуется регистрация или идентификация);

  • децентрализованный характер (система не имеет единого эмиссионного центра либо централизованного органа управления и контроля);

  • математический алгоритм (в качестве обеспечения Bitcoin выступает не какая-либо ценность физического мира (например, золото) или авторитет государственного органа , а математические расчеты);

  • отсутствие доверенной третьей стороны для верификации транзакций (информация о каждом платеже синхронно распространяется по всей платежной системе, в результате чего транзакция фиксируется с указанием ее времени совершения и уникального номера единицы).

Банк России жестко сформулировал отношение к биткоину, выпустив специальный пресс-релиз по проблеме сделок с "виртуальными валютами", в частности биткоином. В документе подчеркивается, что для "виртуальных валют" характерно отсутствие обеспечения и юридически обязанных по ним субъектов, операции по ним имеют спекулятивный характер и несут высокий риск потери стоимости. Отметим, что в связи с анонимным характером выпуска виртуальных валют неограниченным кругом субъектов и последующим неконтролируемым характером их использования Банк России будет рассматривать сделки с использованием биткоина как потенциальную вовлеченность участников в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Выводы

Использовать "электронные фантики", конечно, можно. Главное – сразу определитесь с той суммой, которую вам в случае каких-либо проблем не жалко будет потерять.

Программистам по силам создать и запустить любую увлекательную программу или игру, способную заинтересовать определенный круг людей, но мир денег - серьезная сфера, опирающаяся на объективные экономические законы, и при отсутствии таковых игра останется игрой.

Криптовалюты не стоит недооценивать. Подобно тому, как торренты в свое время существенно изменили рынок объектов авторского права, разрушив многие успешные и казавшиеся непотопляемыми бизнес-модели правообладателей, так и виртуальная валюта, построенная на тех же принципах, что и торрент-системы, может поколебать многие платежные средства.

 

Проект закона о криптовалютах

Проект
(разработан Минфином России 25.01.2018)

Федеральный закон "О цифровых финансовых активах"

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязательств по смарт-контрактам.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Цифровой финансовый актив – имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. Права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен. Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Цифровая транзакция – действие или последовательность действий, направленных на создание, выпуск, обращение цифровых финансовых активов.

Цифровая запись – информация о цифровых финансовых активах, зафиксированная в реестре цифровых транзакций.

Реестр цифровых транзакций – формируемая на определенный момент времени систематизированная база цифровых записей.

Распределенный реестр цифровых транзакций – систематизированная база цифровых транзакций, которые хранятся, одновременно создаются и обновляются на всех носителях у всех участников реестра на основе заданных алгоритмов, обеспечивающих ее тождественность у всех пользователей реестра.

Участники реестра цифровых транзакций – лица, осуществляющие цифровые транзакции в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.

Валидатор - юридическое или физическое лицо, являющееся участником реестра цифровых транзакций и осуществляющее деятельность по валидации цифровых записей в реестре цифровых транзакций в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.

Оператор обмена цифровых финансовых активов – юридическое лицо, осуществляющее сделки по обмену цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида и/или обмену цифровых финансовых активов на рубли или иностранную валюту. Операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3 – 5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», или юридические лица, являющиеся организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г.  № 325-ФЗ "Об организованных торгах".

Валидация цифровой записи – юридически значимое действие по подтверждению действительности цифровых записей в реестре цифровых транзакций, осуществляемое в порядке, установленном правилами ведения реестра цифровых транзакций.

Майнинг – предпринимательская деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты.  

Криптовалюта – вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.

Токен – вид цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – эмитент) с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых записей.

Смарт-контракт – договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной им последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств. Защита прав  участников (сторон) смарт-контракта осуществляется в  порядке, аналогичном порядку осуществления защиты прав сторон договора, заключенного в электронной форме.  Цифровой кошелек - программно-техническое средство, позволяющее хранить информацию о цифровых записях и обеспечивающее доступ к реестру цифровых транзакций. Цифровой кошелек открывается оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения процедур идентификации его владельца в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Статья 3. Особенности выпуска токенов

1. В целях настоящего Федерального закона под выпуском токенов понимается последовательность действий, направленная на отчуждение эмитентом токенов их приобретателям. У токена определенного вида может быть только один эмитент. Лица, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, могут приобрести в рамках одного выпуска токены на сумму не более пятидесяти тысяч рублей. При этом приобретение токенов лицами, не являющимися в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, осуществляется только путем зачисления приобретаемого им токена на специальный счет, открываемый приобретателю оператором обмена цифровых финансовых активов, являющимся владельцем цифрового кошелька, используемого для хранения информации о приобретаемых токенах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций.
В случае приобретения токенов лицами, являющимися в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, цифровой кошелек, используемый для хранения информации о приобретаемых квалифицированным инвестором токенах и порядке его доступа к реестру цифровых транзакций, может быть открыт на имя такого квалифицированного инвестора.
2. Процедура выпуска токенов состоит из следующих этапов:
- опубликование эмитентом токенов в сети в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» оферты, содержащей предложение о приобретении выпускаемых им токенов, (далее – публичная оферта о выпуске токенов), инвестиционного меморандума, а также иных документов, необходимых для выпуска токенов;
- заключение договоров, в том числе в форме смарт-контракта, направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями;
3. Публичная оферта о выпуске токенов должна содержать:
сведения об эмитенте и его бенефициаре (при наличии): полное наименование эмитента токенов и его бенефициара (при наличии), место нахождения постоянно действующего исполнительного органа эмитента и его бенефициара (при наличии), официальный сайт эмитента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
сведения о валидаторе: полное наименование (для физического лица - фамилия, имя и отчество) валидатора, осуществляющего валидацию цифровых записей в реестре цифровых транзакций выпускаемых токенов, место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (для физического лица - адрес места жительства), официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
сведения о лице, осуществляющем депозитарную деятельность, которому передаются на хранение экземпляры публичной оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума (в случае, если эмитент самостоятельно учитывает права владельцев токенов);
права, предоставляемые владельцу токена и порядок осуществления таких прав;
цену приобретения выпускаемого токена или порядок ее определения;
дату начала заключения договоров о приобретении выпускаемых токенов;
порядок направления акцепта публичной оферты о выпуске токенов, в том числе срок для направления акцепта, а также порядок оплаты приобретаемых токенов;
указание на то, что лица, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, могут приобрести в рамках одного выпуска токены на сумму не более пятидесяти тысяч рублей;
правила ведения реестра цифровых транзакций;
информацию о порядке открытия цифровых кошельков, используемых для хранения информации о приобретаемых токенах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций.
иные сведения, определенные эмитентом.
Публичная оферта о выпуске токенов должна быть подписана усиленной квалифицированной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица – эмитента или индивидуального предпринимателя -эмитента.
Если учет прав владельцев токенов ведется эмитентом самостоятельно, то эмитент обязан передать на хранение экземпляр публичной оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума лицу, осуществляющему депозитарную деятельность.
4. Инвестиционный меморандум должен содержать:
сведения об эмитенте: полное и сокращенное наименование, цели создания (при наличии), основные виды хозяйственной деятельности;
сведения об акционерах (участниках) эмитента, а также о структуре и компетенции органов управления эмитента;
основные цели выпуска токенов и направления использования средств, полученных в результате выпуска токенов. В случае, если выпуск токенов осуществляется с целью финансирования определенного проекта, приводится описание такого проекта, в том числе бизнес-план (при наличии) и сроки реализации проекта;
иную информацию, которую эмитент посчитает необходимым указать в инвестиционном меморандуме.
Инвестиционный меморандум должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица – эмитента или индивидуальным предпринимателем - эмитентом, подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в инвестиционном меморандуме.
5. Оферта о выпуске токенов, инвестиционный меморандум, правила ведения реестра цифровых транзакций, а также иные документы, опубликование которых в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется одновременно с публичной офертой о выпуске токенов, должны быть опубликованы не позднее, чем за 3 рабочих дня до указанной в оферте о выпуске токенов даты начала заключения договоров, направленных на отчуждение эмитентом токенов их владельцам.
До опубликования оферты о выпуске токенов выпускаемые токены не могут предлагаться потенциальным приобретателям в любой форме и любыми средствами с использованием рекламы.

Статья 4. Особенности обращения цифровых финансовых активов.

1. Владельцы цифровых финансовых активов вправе совершать сделки по обмену цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида и/или обмену цифровых финансовых активов на рубли, иностранную валюту и/или иное имущество только через оператора обмена цифровых финансовых активов. При этом указанные сделки, заключаемые с привлечением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося организатором торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ "Об организованных торгах", должны осуществляться в соответствии с Правилами организованных торгов цифровыми финансовыми активами, зарегистрированными в Центральном банке Российской Федерации.

2. Сделки по обмену цифровых финансовых активов лицами, не являющимися в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, осуществляется только путем зачисления или списания цифровых финансовых активов со специального счета, открываемого оператором обмена цифровых финансовых активов, являющимся владельцем цифрового кошелька, используемого для хранения информации о цифровых финансовых активах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций. Порядок открытия и ведения указанных специальных счетов устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

 

Информация размещена 11 сентября 2017 года. Дополнена - 26.01.2018, 14.03.2018, 07.06.2018

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2018

Полезные ссылки по теме "Что такое криптовалюта и биткойн"

  1. Что такое инвестиционное страхование жизни

  2. Блокировка счета

  3. Если банк не отдает вклад

  4. Что такое криптовалюта и биткойн

  5. Доступ к банковской ячейке, если у банка отозвана лицензия

  6. Какие налоги надо платить с доходов на Форекс

  7. Когда и о чем надо сообщать в ФНС

  8. Отчет о движении средств по зарубежным счетам в банках - порядок, сроки и форма предоставления

  9. Ставка рефинансирования ЦБ РФ

  10. Ключевая ставка ЦБ РФ

  11. Черынй список банков

  12. Электронные деньги

  13. Закон "О национальной платежной системе"

  14. Как получить страховое возмещение по вкладу

  15. Новая купюра номиналом 100 рублей (Олимпийская - Сочи 2014)

  16. Новая купюра номиналом 200 рублей

  17. Новая купюра номиналом 1 000 - рублей

  18. Новая купюра номиналом 2 000 рублей

  19. Новая купюра номиналом 5 000 рублей

  20. Новая купюра $100

  21. Как отличить настоящую купюру от поддельной

  22. Способы вложения денег (виды инвестирования)

  23. Особенности кредитного договора

  24. Банковские комиссии

  25. Образец претензии банку о возврате незаконных комиссий