юридическая и налоговая консультация онлайн

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

 

 

 

Упрощенная система налогообложения (УСН, упрощенка)

 

  1. Что такое упрощенная система налогообложения?

  2. Ставки УСН

  3. Пониженные ставки УСН

  4. Условия применения УСН

  5. Переход с ОСН на УСН

  6. Переход с ЕНВД на УСН

  7. Переход с УСН

  8. Объекты налогообложения при упрощенке

  9. Льготные ставки УСН в регионах в 2020 году

  10. Смена объекта налогообложения

  11. Работа без ККМ при УСН

  12. Изменения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2017

  13. Закон о налоговых каникулах для самозанятых граждан, применяющих УСН Закон о налоговых каникулах

  14. Полезные ссылки

 

Что такое упрощенная система налогообложения?

УСН - упрощенная система налогообложенияОтвет содержится в самом названии УСН - это такой специальный налоговый режим (система налогообложения) с особым порядком исчисления налогов, цель создания которого - максимально упростить малому и среднему бизнесу:

  • порядок исчисления и уплаты налогов (благодаря тому, что вместо ряда налогов уплачивается один налог);

  • объем бухгалтерской и налоговой отчетности (благодаря тому, что надо сдавать декларации только по этому упрощенному налогу и еще только тем, с которыми связана деятельность).

  • гораздо проще по сравнению с общей системой налогообложения (ОСН), что выражается как в количестве налогов, так и в объеме налоговой отчетности.

Проще всего воспользоваться этим налоговым режимом, подав уведомление о применении УСН вместе с пакетом при регистрации юридического лица и ИП либо в течение 30 дней с момента регистрации (так как по умолчанию все вновь созданные организации и зарегистрированные ИП считаются находящимися на общей системе налогообложения (поэтому она так и называется), то для перехода на любой другой налоговый режим надо уведомить об этом налоговую инспекцию. Для этого необходимо подать уведоление по установленной форме).

Применение УСН позволяет не уплачивать индивидуальным предпринимателям следующие налоги:

  1. НДФЛ (по доходам от предпринимательской деятельности);

  2. Налог на имущество физических лиц (с 1 января 2015 г. для ИП, применяющих УСН, установлена обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости)

  3. НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом)

Применение УСН позволяет не уплачивать организациям следующие налоги:

  1. Налог на прибыль;

  2. Налог на имущество (с 1 января 2015 г. для организаций, применяющих УСН, устанавливается обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость);

  3. НДС.

Уплата всех этих налогов заменяется уплатой одного налога, рассчитываемого с суммы доходов либо с суммы доходов за вычетом расходов.

Однако следует уточнить, что индивидуальные предприниматели освобождаются от НДФЛ и налога на имущество только в отношении доходов (имущества), полученных от предпринимательской деятельности (используемого в предпринимательской деятельности). Кроме этого, некоторые доходы организаций и предпринимателей облагаются налогом на прибыль и НДФЛ (доходы, облагаемые по налоговым ставкам, указанным в пунктах 2, 4 ,5 статьи 224 и пунктах 3, 4 статьи 284 Налогового кодекса).

Вместе с тем, при применении УСН необходимо:

  1. уплачивать иные налоги и сборы в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

  2. исполнять обязанности налогового агента по НДФЛ, НДС, налогу на прибыль;

  3. применять контрольно-кассовую технику (или бланки строгой отчетности – например, в деятельности туристических фирм);

  4. представлять статистическую отчетность.

 

Ставки УСН

Действующим законодательством установлены следующие ставки УСН:

  • 0% (использование налоговых каникул);

  • от 1% до 6% (могут быть установлены законом региона);

  • 6% (при выобре объекта налогообложения "доходы");

  • 8 % (дополнительная ставка, применяется с 01.01.2021 при выобре объекта налогообложения "доходы");

  • 15 % (при выобре объекта налогообложения "доходы минус расходы");

  • 20% (дополнительная ставка, применяется с 01.01.2021 при выобре объекта налогообложения "доходы минус расходы").

Регионы могут устанавливать льготные ставки УСН.

Условия применения УСН

По действующим законам не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

  1. Организации, имеющие филиалы;

  2. Банки;

  3. Страховщики;

  4. Негосударственные пенсионные фонды;

  5. Инвестиционные фонды;

  6. Профессиональные участники рынка ценных бумаг;

  7. Ломбарды;

  8. Организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

  9. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

  10. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

  11. Организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

  12. Организации и ПБОЮЛ, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

  13. Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (на ряд организаций данное ограничение не распространяется, например, на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%);

  14. Организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

  15. Организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.

  16. Если налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы", стал в течение налогового периода участником договора доверительного управления имуществом (договора о совместной деятельности) (п. 3 ст. 346.14 НК).

Поэтому перейти на упрощенную систему налогообложения, равно как выбрать объект налогообложения, Вы можете добровольно, если соблюдаются установленные статьей 346.12 Налогового кодекса ограничения.

Основными ограничениями, не позволяющими применять УСН, являются:

  1. Размер дохода по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, не должен превышать 112,5 млн. рублей.

  2. Размер дохода за календарный год в период применения УСН не должен превышать 150 млн. рублей (с 01.01.2021 - 200 млн. руб.).

  3. Средняя численность работников не более 100 человек (с 01.01.2021 - 130 человек);

  4. Стоимость основных средств не более 150 млн. рублей.

 

Переход на УСН

Вновь зарегистрированная организация и индивидуальный предприниматель может сразу применять УСН подав уведомление:

Если Вы уже применяете другую систему налогообложения и хотите перейти на упрощенку, то перейти на УСН можно только с 1 января следующего календарного года, предварительно подав в любое время года (но не позднее 31 декабря предыдущего года) в налоговый орган уведомление о переходе на УСН далее →

 

Переход с УСН

Если налогоплательщик "перешел границу" ограничений, то он должен применять ОСН, вести учет и сдавать отчетность исходя из того, что он находится на ОСН. Причем, такой переход в настоящее время происходит "автоматически".

Порядок перехода подробно описан в пункте 4 статьи 346.13 НК.

При этом надо иметь в виду, что налоговая инспекция никакого уведомления об этом не направляет, поэтому если вы рядом с таким "пограничным состоянием", то надо быть очень внимательным.

Другой вариант перехода с упрощенного на другой режим налогообложения - добровольный. Такой переход происходит добровольно - путем подачи налогоплательщиком заявления в налоговую инспекцию.

С 01.01.2013 в статью 346.13 НК вводится правило (пункт 8) о том, что в случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности. Для этого можно пользоваться формой № 26.2-2 "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения", утвержденной Приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@.

 

Объекты налогообложения при упрощенке

Теперь поговорим об объектах налогообложения при УСН.

Их, согласно статье 346.14 Налогового кодекса, всего два: доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов.

Доходом считаются все деньги, которые получены при ведении бизнеса.

При выборе объектом налогообложения доходы, умножаем полученный доход на ставку налога, равную 6 %.

При выборе объектом налогообложения доходы минус расходы умножаем определенную разницу между доходами и расходами на ставку налога, равную 15 %

Примечание: в соответствии с пунктом 2 статьи 346.20 Налогового кодекса законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категории налогоплательщиков.

При совершении указанных действий необходимо учитывать следующее:

  1. Доходы, учитываемые при расчете налога, определяются в том же порядке, что и для налога на прибыль при применении кассового метода и также рассчитываются в течение года нарастающим итогом. Они складываются из выручки от продажи товаров, (работ, услуг), определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса а также из внереализационных доходов, перечень которых установлен статьей 250 Налогового кодекса.

    При этом, согласно статье 346.15 Налогового кодекса при исчислении налога не учитываются доходы, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса. Так, например, если Вы являетесь комиссионером, агентом или поверенным, то Вашим доходом будет являться только соответствующее вознаграждение, а не сумма средств, полученных по посредническим договорам.

  2. Перечень расходов, на которые можно уменьшить доходы, ограничен и указан в статье 346.16 Налогового кодекса. К ним (в том числе) относятся расходы на:

    • личные страховые взносы ИП. В 2018 году пенсионные взносы с доходов, не превышающих 300 000 рублей, составляют 26 545 рублей, а медицинские взносы — 5 840 рублей. Плюс к этому в ПФР надо заплатить 1% от дохода свыше 300 000 рублей (но не более максимальной величины взносов, которая в 2018 году равна 212 360 руб.);
    • взносы за работников на пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перечисляются в ИФНС), а также взносы в ФСС "на травматизм";
    • больничные за первые три дня болезни работника;
    • взносы за работников на ДМС.

Расходы, аналогично Доходам, определяются нарастающим итогом с начала года.

  1. Если за год расходы превысили доходы, то такая разница признается убытком, который в течение десяти лет можно учитывать при исчислении налога (пункт 7 статьи 346.18 Налогового кодекса).

  2. Учет доходов и расходов ведется в специальной Книге учета доходов и расходов в порядке, утвержденном приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 154н. При этом организации до 31.12.2012 освобождены от обязанности по ведению бухгалтерского учета за исключением учета основных средств и нематериальных активов (статья 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а с 01.01.2013 вступает Закон № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете")).

  3. По итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев в установленные сроки уплачиваются авансовые платежи по налогу. При этом учитывается авансовый платеж за предыдущий период. По итогам года уплачивается налог.

  4. При объекте "доходы", авансовые платежи по налогу и сам налог уменьшаются на сумму уплаченных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на суммы выплаченных работникам больничных, но не более чем на 50 %.

  5. Декларация представляется один раз в год - за налоговый период. При этом, по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев уплачиваются авансовые платежи по налогу без представления налоговой декларации.

    Сроки и порядок уплаты налога и авансовых платежей установлены статьями 346.21 и 346.23 Налогового кодекса.

Выбор объекта налогообложения

Возможность выбора объекта налогообложения вызывает множество вопросов о том, какие именно действия следует произвести, чтобы не ошибиться с выбором объекта. Полагаю, что для начала надо определить 3 основных показателя за один и тот же период времени (месяц, квартал или год):

  1. Размер предполагаемых доходов.

  2. Размер предполагаемых расходов, которые можно учесть при расчете единого налога согласно ст.346.16 НК.

  3. Размер предполагаемых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых за счет работодателя (начисленных и уплаченных в отчетном периоде).

После этого надо сделать расчет налога для каждого объекта обложения ("Доходы" и "Доходы минус Расходы") и сравнить полученные результаты. По результатам и надо сделать вывод о том, какой объект налогообложения лучше применить к Вашему бизнесу.

Выбирая один из объектов налогообложения, целесообразно учитывать такое понятие, как затратность того или иного вида деятельности организации или индивидуального предпринимателя. Так, если у Вас небольшое производство с постоянными и обоснованно возникающими материальными издержками, то при переходе на УСН предпочтительнее выбрать объект налогообложения "Доходы минус Расходы".

 

Когда лучше выбрать объект "Доходы"

В том же случае, если Вы занимаетесь оказанием услуг, арендной деятельностью, либо что-то смонтировали или установили с использованием давно приобретенных инструментов и крупных расходов не ожидаете, то при применении УСН целесообразнее выбрать объект налогообложения "Доходы", т.к. расходы будут небольшими и их сложно будет подтвердить документально.

При объекте "Доходы" Вы также можете уменьшить налоговую базу на сумму уплаченных страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности, но не более чем на 50%, т.е. если зарплаты Ваших работников занимают существенное место в бюджете организации, а думать над тем, что еще бы отнести в расходы нет ни времени, ни желания - лучше выбрать УСН "Доходы". УСН 6% не так сильно привлечет внимание налоговой инспеции. Налоговиков будут интересовать только, все ли доходы зафиксированы и правильно ли посчитан налог. В отличие от УСН 15%, когда каждый расход вам нужно будет документально подтвердить и обосновать. Но у этого режима есть и большой минус: фиксированный минимальный налог придется платить, даже если вы в убытке.

Уменьшение налоговой базы при упрощенной системе с объектом "доходы"

С 01.01.2013 в статью 346.21 НК вводится правило (пункт 3.1) о том, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:

  1. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  2. расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

  3. платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

    При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных в настоящем пункте расходов более чем на 50 процентов.

    Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

 

Когда лучше выбрать объект "Доходы минус расходы"

Выбирать объект "Доходы минус расходы" выгоднее тогда, когда есть большие расходы и (или) небольшая наценка при перепродаже. Не надо забывать, что перечень расходов, которые можно учесть является закрытым (ст.346.16 НК), поэтому некоторые расходы принять к вычету просто не получится.

К примеру, у интернет-магазина большие затраты на доставку, поэтому принято решение перейти на УСН 15%. Это будет выгодно, если расходы на доставку не включены в цену товара. Если расходы на доставку указаны в договоре отдельно, то после оплаты этих услуг их стоимость можно включить в состав затрат. Это касается как стоимости транспортных услуг сторонних фирм, так и расходов на доставку собственным транспортом. Такой порядок предусмотрен подпунктом 23 пункта 1 статьи 346.16 и пунктом 2 статьи 346.17 Налогового кодекса.

Кроме того, если Вы выбрали объект Доходы минус Расходы, то в случае, если по итогам года сумма исчисленного налога меньше 1 % от полученных за год доходов, Вы вместо уплаты этого налога должны уплатить минимальный налог в размере 1 % от фактически полученных доходов.

Вы должны знать, что разницу между уплаченным минимальным налогом и исчисленным налогом, который надо было уплатить, в последующие годы можно включить в расходы или отнести на убытки.

 

Льготные ставки УСН в регионах в 2020 году

Согласно п. 1 статьи 346.20 НК РФ каждый субъект федерации вправе установить льготные ставки по УСН, которые могут применяться в зависимости от категории налогоплательщиков или зависят от вида деятельности. Большинство регионов воспользовались таким правом, а именно:

Регион Основание Ставка для объекта налогообложения "Доходы минус расходы" Ставка для объекта налогообложения "Доходы"
Москва

Виды деятельности - см. Закон г. Москвы от 7 октября 2009 г. № 41

10% 6%
Московская область

Виды деятельности - см. Закон Московской области от 12.02.2009 № 9/2009-ОЗ

10% 6%
Санкт-Петербург

Закон г. Санкт-Петербурга от 5 мая 2009 г. № 185-36

7% 6%
Ленинградская область

Закон Ленинградской области от 12.10.2009 № 78-оз

1, 3, 51 % -

Республика Крым

Закон Республики Крым от 29 декабря 2014 г. № 59-ЗРК/2014

10% 4%

Севастополь

Закон Севастополя от 14 ноября 2014 № 77-ЗС; Закон Севастополя от 3 февраля 2015 № 110-ЗС

10% 4%

Амурская область

Закон Амурской области от 8 октября 2015 № 592-ОЗ

5% и 7,5% 1% и 3%

Астраханская область

Закон Астраханской области от 10 ноября 2009 г. № 73/2009-ОЗ

10% -

Белгородская область

Закон Белгородской области от 14 июля 2010 г. № 367

5% -

Брянская область

Закон Брянской области от 3 октября 2016 № 75-З

12% 3%

Владимирская область

Закон Владимирской области от 10 ноября 2015 г. № 130-ОЗ

5%, 8%, 10% 4%

Волгоградская область

Закон Волгоградской области от 10 февраля 2009 г. № 1845-ОД

5% -

Воронежская область

Закон Воронежской области от 5 апреля 2011 г. № 26-ОЗ

5% 4%

ЕАО

Закон Еврейской автономной области от 24 декабря 2008 г. № 501-ОЗ

5%, 8%, 10% -

Забайкальский край

Закон Забайкальского края от 4 мая 2010 г. № 360-ЗЗК

5% -

Ивановская область

Закон Ивановской области от 20 декабря 2010 г. № 146-ОЗ

5% 4%

Иркутская область

Закон Иркутской области от 30 ноября 2015 г. № 112-оз

5% и 7,5% -

Кабардино-Балкарская Республика

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 2009 г. № 22-РЗ

5%, 7% -

Калужская область

Закон Калужской области от 18 декабря 2008 г. № 501-ОЗ

5%, 7%, 10% -

Камчатский край

Закон Камчатского края от 19 марта 2009 г. № 245

10% 1%, 2%, 3%, 4%, 5%

Карачаево-Черкесская Республика

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 2 декабря 2005 г. № 86-РЗ

9% -

Кемеровская область

Законы Кемеровской области от 26.11.2008 № 99-ОЗ, № 101-ОЗ

5%, 15% 3%, 5%, 6%

Кировская область

Закон Кировской области от 30 апреля 2009 г. № 366-ЗО

6% -

Костромская область

Закон Костромской области от 23 октября 2012 г. № 292-5-ЗКО

10% -

Краснодарский край

Закон Краснодарского края от 8 мая 2015 № 3169-КЗ

5% 3%

Курганская область

Закон Курганской области от 24 ноября 2009 г. № 502

10%, 15% -

Курская область

Закон Курской области от 4 мая 2010 г. № 35-ЗКО

5% 5%

Липецкая область

Закон Липецкой области от 24 декабря 2008 г. № 233-ОЗ

5% 5%

Магаданская область

Закон Магаданской области от 29 июля 2009 г. № 1178-ОЗ; Закон Магаданской области от 27 ноября 2015 г. № 1950-ОЗ

7,5% 3%

Мурманская область

Закон Мурманской области от 3 марта 2009 г. № 1075-01-ЗМО

5%, 10%, 15% -

Ненецкий автономный округ

Закон Ненецкого автономного округа от 27 февраля 2009 г. № 20-ОЗ

5%, 10%, 15% 1%, 3%, 6%

Новгородская область

Закон Новгородской области от 31 марта 2009 г. № 487-ОЗ

10% -

Оренбургская область

Закон Оренбургской области от 29 сентября 2009 г. № 3104/688-IV-ОЗ

10% 5%

Орловская область

Закон Орловской области от 5 сентября 2015 г. № 1833-ОЗ

5% -

Пензенская область

Закон Пензенской области от 30 июня 2009 г. № 1754-ЗПО

5% -

Пермский край

Закон Пермского края от 1 апреля 2015 г. № 466-ПК

5%, 10% 1%, 4%

Псковская область

Закон Псковской области от 29 ноября 2010 г. № 1022-оз

5%, 10%, 15% -

Республика Адыгея

Закон Республики Адыгеи (Адыгеи) от 2 июля 2015 № 426

5%, 15% -

Республика Алтай

Закон Республики Алтай от 3 июля 2009 г. № 26-РЗ

5% -

Республика Бурятия

Закон Республики Бурятия от 26 ноября 2002 г. № 145-III

5%, 10% 3%

Республика Дагестан

Закон Республики Дагестан от 6 мая 2009 г. № 26

10% -

Республика Калмыкия

Закон Республики Калмыкия от 30 ноября 2009 № 154-IV-З

5%, 10% 1%, 6%

Республика Карелия

Закон Республики Карелия от 30 декабря 1999 г. № 384-ЗРК

5%, 10%, 12,5% -

Республика Коми

Закон Республики Коми от 17 ноября 2010 г. № 121-РЗ

10% -

Республика Мордовия

Закон Республики Мордовия от 4 февраля 2009 г. № 5-З

5%, 15% 1%, 6%

Республика Саха (Якутия)

Закон Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З № 17-V

5%, 10% 2%, 4%, 6%

Республика Северная Осетия

Закон Республики Северная Осетия–Алания от 28 ноября 2013 г. № 49-РЗ

10% -

Республика Татарстан

Закон Республики Татарстан от 17 июня 2009 г. № 19-ЗРТ

5%, 10% -

Республика Тыва

Закон Республики Тыва от 10 июля 2009 г. № 1541 ВХ-2

5%, 10% 4%

Республика Хакасия

Закон Республики Хакасия от 16 ноября 2009 г. № 123-ЗРХ

5%, 12%, 15% 2%, 5%

Ростовская область

Закон Ростовской области от 10 мая 2012 г. № 843-ЗС

10% 5%

Рязанская область

Закон Рязанской области от 21 июля 2016 № 35-ОЗ

5% -

Саратовская область

Закон Саратовской от 25 ноября 2015 г. № 152-ЗСО

5%, 6%, 7% 1%

Сахалинская область

Закон Сахалинской области от 10 февраля 2009 г. № 4-ЗО

10% 3%

Свердловская область

Закон Свердловской области от 15 июня 2009 г. № 31-ОЗ

5%, 7% -

Смоленская область

Закон Смоленской области от 30 ноября 2016 № 122-з

5%, 7%, 15% -

Ставропольский край

Закон Ставропольского края от 17 апреля 2012 г. № 39-кз

5% -

Тамбовская область

Закон Тамбовской области от 3 марта 2009 г. № 499-З; Закон Тамбовской области от 27 ноября 2015 г. № 587-З

5% 4%

Томская область

Закон Томской области от 7 апреля 2009 г. № 51-ОЗ

5%, 7,5%, 15% 4,5%

Тульская область

Закон Тульской области от 26 сентября 2009 г. № 1329-ЗТО

от 5% до 10% от 1% до 3%

Тюменская область

Законы Тюменской области от 21.11.2014 № 92, от 31.03.2015 № 21

5% -

Удмуртская Республика

Закон Удмуртской Республики от 22 декабря 2010 г. № 55-РЗ

от 5% до 10% -

Ульяновская область

Закон Ульяновской области от 3 марта 2009 г. № 13-ЗО

от 5% до 10% 1%

Хабаровский край

Закон Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. № 308

8% -

ХМАО

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 декабря 2008 г. № 166-оз

5% 5%

Челябинская область

Закон Челябинской области от 25 декабря 2015 г. № 277-ЗО

10% 3%

Чеченская Республика

Закон Чеченской Республики от 27 ноября 2015 г. № 49-РЗ

5% От 1% до 6%

Чувашская Республика

Закон Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. № 38

5%, 12% -

Чукотский автономный округ

Закон Чукотского автономного округа от 18 мая 2015 г. № 47-ОЗ

5%, 10% 2%, 4%

ЯНАО

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2008 г. № 112-ЗАО

5% -

Ярославская область

Закон Ярославской области от 30 ноября 2005 г. № 69-з

5%, 10% 4%

Закон г. Москвы от 7 октября 2009 г. № 41 "Об установлении налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов"

(по состоянию на 27.02.2020)

Статья 1. Налоговая ставка

1. Установить налоговую ставку в размере 10 процентов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и осуществляющих следующие виды экономической деятельности:

  1. обрабатывающие производства;
  2. управление эксплуатацией жилого и (или) нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе;
    (в ред. Закона г. Москвы от 23.11.2016 N 36)
  3. научные исследования и разработки;
  4. деятельность по уходу с обеспечением проживания и предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;
    (п. 4 в ред. Закона г. Москвы от 23.11.2016 N 36)
  5. деятельность в области спорта;
  6. растениеводство, животноводство и предоставление соответствующих услуг в этих областях.
    (п. 6 в ред. Закона г. Москвы от 23.11.2016 N 36)
  7. 7) - 9) утратили силу с 1 января 2017 года. - Закон г. Москвы от 23.11.2016 N 36.

2. Налоговая ставка, установленная частью 1 настоящей статьи, применяется налогоплательщиком, выручка которого от реализации товаров (работ, услуг) по указанным в части 1 настоящей статьи видам экономической деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 75 процентов от общей суммы выручки.

Статья 2. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2010 года.

Закон Московской области от 12.02.2009 N 9/2009-ОЗ
"О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области"

(по состоянию на 27.02.2020)

Статья 1

Настоящим Законом в соответствии со статьей 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков.
(в ред. Закона Московской области от 09.04.2015 N 48/2015-ОЗ)

Статья 2

Установить налоговую ставку по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 10 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, осуществляющих виды экономической деятельности согласно приложению 1 к настоящему Закону.
Виды экономической деятельности, указанные в приложении 1 к настоящему Закону, определяются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (далее - ОКВЭД).
(в ред. Закона Московской области от 28.11.2016 N 142/2016-ОЗ)

Статья 2.1

Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку, установленную в статье 2 настоящего Закона, при условии, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) от видов экономической деятельности, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, за соответствующий отчетный (налоговый) период составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов, учитываемых для определения объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения в порядке, установленном в статье 346.15 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
(в ред. Закона Московской области от 09.04.2015 N 48/2015-ОЗ)
(Статья 2.1 действует по 31 декабря 2017 года)

Статья 2.2

Установить налоговую ставку по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу настоящей статьи и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.
(в ред. Закона Московской области от 28.11.2016 N 142/2016-ОЗ)
Установить виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной, научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Виды предпринимательской деятельности, указанные в приложении 2 к настоящему Закону, определяются в соответствии с ОКВЭД.

Статья 2.3

Установить налоговую ставку по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу настоящей статьи и осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере бытовых услуг населению.
(в ред. Закона Московской области от 28.11.2016 N 142/2016-ОЗ)
Виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, определяются на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством Российской Федерации.
(в ред. Закона Московской области от 19.12.2016 N 165/2016-ОЗ)

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 года, и действует по 31 декабря 2020 года, за исключением статей 2 и 2.1.

Приложение 1
к Закону Московской области
"О ставках налога, взимаемого
в связи с применением упрощенной
системы налогообложения
в Московской области"
от 12 февраля 2009 г. N 9/2009-ОЗ

N п/п

Виды экономической деятельности

Код ОКВЭД

1

Выращивание однолетних культур

01.1

2

Выращивание многолетних культур (за исключением выращивания прочих многолетних культур)

01.2

3

Выращивание рассады

01.3

4

Животноводство

01.4

5

Смешанное сельское хозяйство

01.5

6

Деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции

01.6

7

Сбор и заготовка дикорастущих грибов

02.30.11

8

Сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод

02.30.12

9

Сбор и заготовка дикорастущих орехов

02.30.13

10

Воспроизводство пресноводных биоресурсов искусственное

03.22.5

11

Производство основных химических веществ, удобрений и азотных соединений, пластмасс и синтетического каучука в первичных формах

20.1

12

Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

21

13

Производство резиновых изделий

22.1

14

Производство стекла и изделий из стекла

23.1

15

Производство чугуна, стали и ферросплавов

24.1

 

Производство строительных металлических конструкций и изделий

25.1

17

Производство контрольно-измерительных и навигационных приборов и аппаратов; производство часов

26.5

18

Производство облучающего и электротерапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях

26.6

19

Производство оптических приборов, фото- и кинооборудования

26.7

20

Производство машин и оборудования общего назначения

28.1

21

Производство мебели

31.0

22

Производство медицинских инструментов и оборудования (в части производства медицинской, стоматологической, ветеринарной и подобной мебели)

32.5

23

Производство изделий народных художественных промыслов

32.99.8

24

Ремонт машин и оборудования (в части предоставления услуг по ремонту и обслуживанию насосов, компрессоров, подшипников, а также двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей)

33.12

25

Ремонт электронного и оптического оборудования

33.13

26

Монтаж промышленных машин и оборудования (в части предоставления услуг по монтажу насосов, компрессоров, медицинского оборудования и аппаратуры, приборов и инструментов для измерений, тестирования и навигации, приборов времени, а именно промышленных таймеров, печатей с временной датой, временных замков с блокировкой и подобных устройств с фиксацией времени, а также двигателей и турбин, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных двигателей)

33.2

27

Деятельность автомобильного грузового транспорта

49.41

28

Аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем

50.30.2

29

Деятельность внутреннего водного грузового транспорта

50.40

30

Аренда воздушного судна с экипажем для перевозки пассажиров

51.10.3

31

Деятельность грузового воздушного транспорта

51.21

32

Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками

52.29

33

Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (в группировку не включается деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого и нежилого фонда и деятельность учреждений по сбору арендной платы за землю)

68.32

34

Научные исследования и разработки

72

35

Услуги по бронированию прочие и сопутствующая деятельность (группировка включает только деятельность агентств по продаже билетов на театральные, спортивные и другие развлекательные мероприятия и события)

79.90

36

Деятельность по благоустройству ландшафта

81.30

37

Образование общее

85.1

38

Образование профессиональное

85.2

39

Образование спорта и отдыха

85.41.1

40

Образование в области культуры (в группировку включается только образование для детей)

85.41.2

41

Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки

85.41.9

42

Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания

87.30

43

Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая

87.90

44

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания

88

45

Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений

90.0

46

Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры

91.0

47

Деятельность в области спорта

93.1

48

Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев (группировка включает только деятельность школ танцев)

93.29.2

49

Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки (группировка включает только представления кукольных театров)

93.29.9

 

Закон Санкт-Петербурга от 05.05.2009 N 185-36
"Об установлении на территории Санкт-Петербурга налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения"

(по состоянию на 27.02.2020)

Статья 1

Установить на территории Санкт-Петербурга для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговую ставку в размере 7 процентов.

Статья 1-1

1. Установить на территории Санкт-Петербурга налоговую ставку в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, отвечающих одновременно следующим условиям:
впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей с 1 января 2016 года;
осуществляющих виды экономической деятельности, предусмотренные следующими разделами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (ОКВЭД 2): C "Обрабатывающая промышленность" (за исключением видов экономической деятельности, предусмотренных следующими классами, подклассами, группами и подгруппами экономической деятельности: "Перегонка, очистка и смешивание спиртов"; "Производство вина из винограда"; "Производство сидра и прочих плодовых вин"; "Производство прочих недистиллированных напитков из сброженных материалов"; "Производство пива"; "Производство табачных изделий"; "Производство кокса и нефтепродуктов"; "Производство химических веществ и химических продуктов"; "Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях"; "Производство металлургическое"; "Производство ядерных реакторов и их составных частей, в том числе для транспортных средств"; "Производство оружия и боеприпасов"), и(или) M "Деятельность профессиональная, научная и техническая" (за исключением видов экономической деятельности, предусмотренных следующими классами экономической деятельности: "Деятельность в области права и бухгалтерского учета"; "Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления"; "Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа"; "Деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка"; "Деятельность профессиональная научная и техническая прочая"; "Деятельность ветеринарная"), и(или) Q "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг" (за исключением видов экономической деятельности, предусмотренных классом экономической деятельности "Деятельность в области здравоохранения");
средняя численность наемных работников которых не превышает 15 человек.
2. В целях пункта 1 настоящей статьи средняя численность наемных работников индивидуального предпринимателя определяется с учетом всех его наемных работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству. Средняя численность наемных работников рассчитывается по итогам налогового периода. В случае, если средняя численность наемных работников индивидуального предпринимателя, исчисленная по итогам налогового периода, превысила установленные пунктом 1 настоящей статьи значения, индивидуальный предприниматель в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации считается утратившим право на применение налоговой ставки, установленной настоящей статьей, и обязан уплатить налог по налоговым ставкам, предусмотренным статьей 1 настоящего Закона Санкт-Петербурга (в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов) или пунктом 1 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации (в случае, если объектом налогообложения являются доходы).

Статья 2

Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного периода по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Положения статьи 1-1 настоящего Закона Санкт-Петербурга применяются с 1 января 2016 года и не применяются с 1 января 2021 года.

Областной закон Ленинградской области от 12.10.2009 N 78-оз
"Об установлении ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на территории Ленинградской области"

(по состоянию на 27.02.2020)

Статья 1

Установить ставку налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере пяти процентов.

Статья 1-1

Установить налоговую ставку в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 4 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и(или) научной сферах, согласно приложению к настоящему областному закону.

Статья 1-2

(введена Законом Ленинградской области от 16.10.2017 N 65-оз)

1. Установить налоговую ставку в размере одного процента для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, выбравших объектом налогообложения доходы, осуществляющих следующие виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2):
13.10.1 Прядение хлопчатобумажных волокон
13.10.2 Прядение кардное шерстяных волокон
13.10.3 Прядение гребенное шерстяных волокон
13.10.5 Изготовление натуральных шелковых, искусственных и синтетических волокон
13.10.9 Подготовка и прядение прочих текстильных волокон
13.30 Отделка тканей и текстильных изделий
13.99.1 Производство кружевного сетчатого и гардинно-тюлевого полотна, а также кружев и вышитых изделий, в кусках, в форме полос или отдельных вышивок
13.99.2 Производство фетра и войлока
14.19.11 Производство трикотажных или вязаных одежды и аксессуаров одежды для детей младшего возраста
14.3 Производство вязаных и трикотажных изделий одежды
16.29.12 Производство деревянных столовых и кухонных принадлежностей
16.29.13 Производство деревянных статуэток и украшений из дерева, мозаики и инкрустированного дерева, шкатулок, футляров для ювелирных изделий или ножей
16.29.2 Производство изделий из пробки, соломки и материалов для плетения; производство корзиночных и плетеных изделий
17.29 Производство прочих изделий из бумаги и картона
23.41 Производство хозяйственных и декоративных керамических изделий
23.49 Производство прочих керамических изделий
32.40 Производство игр и игрушек
32.99.8 Производство изделий народных художественных промыслов.
2. Установить налоговую ставку в размере трех процентов для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, выбравших объектом налогообложения доходы, осуществляющих следующие виды экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2):
01.13.11 Выращивание овощей открытого грунта
01.13.12 Выращивание овощей защищенного грунта
01.13.6 Выращивание грибов и трюфелей
01.19.2 Цветоводство
01.25.1 Выращивание прочих плодовых и ягодных культур
01.25.2 Выращивание семян плодовых и ягодных культур
01.30 Выращивание рассады
01.41.12 Разведение племенного молочного крупного рогатого скота
01.45.1 Разведение овец и коз
01.45.2 Производство сырого овечьего и козьего молока
01.49.1 Пчеловодство
01.49.2 Разведение кроликов и прочих пушных зверей на фермах
03.12 Рыболовство пресноводное
03.2 Рыбоводство
10.2 Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков
10.51.3 Производство сыра и сырных продуктов
79.90.22 Деятельность самостоятельных экскурсоводов и гидов по предоставлению экскурсионных туристических услуг
85.11 Образование дошкольное
86.90.4 Деятельность санаторно-курортных организаций
88.10 Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам.
3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие иные виды предпринимательской деятельности, применяют в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговую ставку, установленную пунктом 1 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 2

Настоящий областной закон вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного периода по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

 

Смена объекта налогообложения

Глава 26.2 НК дает упрощенцам возможность изменить объект налогообложения по своему желанию, но в соответствии с определенными правилами. Менять объект налогообложения можно:

  • ежегодно;

  • с начала налогового периода,

при условии уведомления об этом налоговой инспекции, т.е. если упрощенец вообще забудет уведомить налоговый орган в установленный срок, то он не может применять новый объект налогообложения.

В течение года Вы не вправе менять объект налогообложения, а можете его сменить только со следующего года, предварительно уведомив об этом налоговый орган до 31 декабря (пункт 2 статьи 346.14 Налогового кодекса) (до 01.01.2013 - срок уведомления был установле до 20 декабря).

При этом, осуществить переход с упрощенного режима налогообложения на иной можно с начала следующего календарного года, подав соответствующее заявление в налоговый орган до 15 января года, в котором планируете переход.

Если Вы перешли на УСН, то до конца года Вы не имеете права отказаться от применения этого режима налогообложения.

Если по итогам отчетного (налогового) периода нарушены условия применения упрощенной системы налогообложения, Вы обязаны пересчитать налоги по общему режиму налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанные нарушения (пункт 4 статьи 346.13 Налогового кодекса).

Если Вы нарушите условия применения УСН, то снова перейти на упрощенку Вы сможете только через год работы на общем или ином режиме налогообложения (пункт 7 статьи 346.13 Налогового кодекса).

Применяя УСН, Вы вправе по отдельным видам деятельности при соблюдении требований статьи 346.25.1 Налогового кодекса перейти на патентную систему налогообложения, если это позволяет законодательство того субъекта Российской Федерации, в котором Вы осуществляете эти виды деятельности.

Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" утверждена форма 26.2-6 "Уведомление об изменении объекта налогообложения". Она носит рекомендательный характер, поэтому упрощенцы, решившие изменить объект налогообложения, могут в произвольной форме написать в налоговый орган письмо, уведомив об изменении объекта налогообложения с 1 января 20__ года, указав новый объект налогообложения. Направление ими в налоговый орган в предусмотренный НК срок уведомления о смене режима налогообложения по УСН, составленного в произвольной форме, признается исполнением обязанности, установленной п. 2 ст. 346.14 НК.

Некоторые считают, что в ответ на письмо об уведомлении налогового органа о смене объекта налогообложения налоговый орган должен направить в адрес упрощенца информационное письмо по форме 26.2-7. Письмом ФНС РФ от 15.04.2013 № ЕД-2-3/261 ФНС разъяснила, что такое письмо направляется налогоплательщику при поступлении от него письменного обращения с просьбой подтвердить факт применения упрощенной системы налогообложения. В информационном письме указывается дата подачи налогоплательщиком заявления о переходе на УСН, а также сведения о представлении (непредставлении) им налоговых деклараций в связи с применением УСН за налоговые периоды, в которых он применял специальный налоговый режим.

Форма данного письма не предусматривает отражение в нем информации о применяемом налогоплательщиком объекте налогообложения. В связи с этим направление информационного письма в ответ на обращения не отвечало бы заданному вопросу о смене объекта налогообложения.

Как отмечают налоговики, если налогоплательщик направил в налоговый орган уведомление о смене объекта налогообложения в установленный п. 2 ст. 346.14 НК срок, то он вправе применять выбранный объект налогообложения с начала года, следующего за годом направления указанного уведомления.

 

Изменения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2013

С 1 января 2013 года организации, применяющие УСН, должны вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке - такое правило установлено частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Согласно пункту 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности" организации - субъекты малого предпринимательства формируют отчетность по упрощенной системе.

С 1 января 2013 г. на основании пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ организации должны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Изменения налогового законодательства:

до 31.12.2012 с 01.01.2013
Не было При применении одновременно УСН и патентной системы налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, учитываются доходы по обоим спецрежимам
Не было При применении одновременно УСН и патентной системы налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, учитываются доходы по обоим спецрежимам
Не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость ОС и НМА превышает 100 млн. рублей Не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость ОС превышает 100 млн. рублей
Не было Не вправе применять УСН организации и ИП, не уведомившие о переходе на УСН в установленные сроки
Налогоплательщик имеет право перейти на УСН подав заявление Налогоплательщик имеет право перейти на УСН подав уведомление
Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на УСН заявление Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на УСН, подают не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН уведомление
Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный ИП вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный ИП вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе
Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения
Не было Если налогоплательщик нарушил условия применения УСН, он должен уплатить налог и подать декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором нарушены условия
Не было В случае прекращения деятельности по УСН, налогоплательщик обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения в срок не позднее 15 дней со дня прекращения
Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте Не будет
Не было Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на публикацию финансовой отчетности
Не было Переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, не производится, доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются
Не было Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), на сумму платежей по договорам добровольного личного страхования, заключаемым в пользу работников
---

Коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ, устанавливается на 2013 год в размере, равном 1.

 

Статья написана и размещена 1 мая 2011 года. Дополнена - 18.12.2011, 28.06.2012, 12.07.2012, 10.11.2012, 20.01.2014, 04.04.2014, 21.11.2014, 14.07.2016, 01.08.2017, 02.04.2018, 08.08.2018, 15.10.2018

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант А. Шмелев © 2001 - 2024

 

Разъяснения Минфина РФ по отдельным вопросам упрощенки

Налоговики не могут разрешать или не разрешать УСН, однако они должны уведомлять налогоплательщика о том, применяет он УСН или нет.

Глава 26.2 НК РФ не предусматривают необходимости принятия налоговым органом каких-либо решений по поданному налогоплательщиком заявлению. Поэтому у ИФНС нет оснований для направления налогоплательщику уведомлений о возможности или невозможности применения УСН, сообщает УФНС России по г. Москве 02.03.11 № 16-15/019291.

В то же время если в ИФНС поступит письменное обращение налогоплательщика с просьбой подтвердить факт применения им УСН, то налоговые инспекторы в произвольной форме в общеустановленные сроки письменно проинформируют налогоплательщика, что на основании представленного им заявления он применяет УСН (п. 39 Административного регламента ФНС России; утв. приказом Минфина России от 18.01.08 № 9н).

 

Полезные ссылки по теме "УСН - упрощенная система налогообложения"

  1. Единый налоговый платеж физического лица

  2. Сроки представления декларации и расчета по налогам в 2023 году

  3. НДФЛ 15%. Прогрессивная шкала

  4. Налог на проценты по вкладам Налог на проценты по вкладам

  5. Налоговый контроль счетов

  6. Почему льготы носят заявительный характер

  7. НДФЛ с наследства

  8. Налоговая ответственность за непредставление документов

  9. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

  10. Подтверждение статуса налогового резидента РФ Порядок получения подтверждения статуса налогового резидента РФ

  11. Производственный календарь на 2024 год

  12. Правовой календарь на 2024 год

  13. Налоговый календарь на 2023 год

  14. Куда сдавать налоговую и бухгалтерскую отчетность:

  15. Коды КБК с 01.01.2024

  16. Расчет пособий ФСС в 2018 - 2023 году

  17. В какие сроки и какую отчетность сдавать?

  18. Какую налоговую отчетность, по каким формам и в какие сроки надо сдавать ООО и ИП (ПБЮЛ) в налоговую инспекцию, Пенсинный фонд РФ (ПФ), ФСС, ФФОМС при применении УСН?

  19. Как зарегистрировать свой бизнес самому?

  20. Какую систему налогообложения выбрать?

  21. Страховые взносы в 2018 - 2024 году в ПФ, ФСС, ФФОМС  (ставки, тарифы, изменения)

  22. Общий налоговый режим

  23. Патентная система налогообложения

  24. Система налогообложения в виде ЕНВД

  25. Налоговая отчетность для общего режима налогообложения

  26. Налоговая отчетность для системы налогообложения в виде ЕНВД

  27. Налоговая отчетность при патентной системе налогообложения

  28. Налоговая ответственность за не сданную налоговую декларацию

  29. Налоговая ответственность за не уплаченные налоги

  30. Налоговая ответственность за неявку по вызову в налоговиков