юридическая и налоговая консультация онлайн по телефону, скайпу, аське

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 



Бесплатная юридическая консультация онлайн


 

 

Отчет о движении средств по зарубежным счетам в банках - порядок, сроки и форма предоставления

 

  1. Кто обязан предоставлять отчет о движении средств

  2. Кто такие налоговые резиденты и резиденты по валютному законодательству

  3. Порядок и сроки предоставления отчета организациями и ИП

  4. Правила предоставления физическими лицами отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам в банках

  5. Сроки предоставления отчета физическими лицами

  6. Форма отчета для организаций и ИП

  7. Форма отчета для физических лиц

  8. Порядок и сроки предоставления отчета

  9. Форма отчета

  10. Ответственность

  11. Полезные ссылки по теме

Кто обязан предоставлять отчет о движении средств по зарубежным счетам в банках

С 1 января 2015 года обязанность по представлению налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами и указанием остатков по счетам распространяется на:

Такая обязанность (новая для физлиц - действующая до вступления в силу Постановление Правительства РФ от 25.07.2015 № 761, а также с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365) установлена пунктом 7 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 218-ФЗ, которая вступила в силу 01.01.2015.

Постановлением Правительства РФ от 25.07.2015 № 761 уточнен круг резидентов, на которых распространяется порядок представления налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ. В качестве таких лиц определены юридические лица - резиденты и индивидуальные предприниматели - резиденты.

Напомню, что как до, так и после указанных выше изменений резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов за рубежом не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов).

Напомню, что местом учета в ФНС РФ является:

Новые требования о представлении отчетов распространяются только на физических лиц - резидентов. Нерезиденты от такой обязанности освобождены.

При этом (как подтверждает сама ФНС в своем Письме от 03.09.2014 № ОА-3-17/2962) понятия "налоговый резидент" и "резидент в целях применения положений валютного законодательства" не совпадают.

 

Кто такие налоговые резиденты и резиденты по валютному законодательству

Зачастую люди путают понятия "налоговый резидент" и "резидент в целях применения положений валютного законодательства", что может повлечь неблагоприятные последствия.

Определение статуса налогового резидента связано с определением налоговой ставки и последующей обязанностью налогового агента или самого налогоплательщика исчислить и уплать НДФЛ с полученных им доходов за соответствующий налоговый период.

Определение статуса валютного резидента важно с точки зрения соблюдения законодательства РФ о валютном контроле.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" под резидентами понимаются:

  • физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;

  • постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

  • находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов - юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ;

  • дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории России, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

  • Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом N 173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" физические лица - граждане РФ не являются резидентами, если:

  • постоянно проживают в иностранном государстве не менее одного года (в том числе имеют выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство);

  • временно пребывают в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности данных виз с общим сроком действия не менее одного года.

Таким образом, физическое лицо - гражданин РФ, имеющий статус постоянно проживающего за рубежом и без перерывов обладающий им более года, становится нерезидентом. При этом законодательством не разъяснено, должно ли физическое лицо проживать в иностранном государстве в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) или могут быть учтены любые 12 (следующих подряд) месяцев; прерывается ли постоянное проживание, если физическое лицо на несколько дней приезжало в Россию, и др.

МИД России в Письме от 11.09.2012 N 7695/дэс разъясняет: правовой статус гражданина РФ, постоянно проживающего в иностранном государстве, должен определяться в соответствии с законодательством иностранного государства, поскольку в действующем российском законодательстве данное понятие не раскрывается. В связи с этим в силу чрезвычайного разнообразия существующих в различных странах законов и правил, регулирующих правовое положение иностранных граждан, говорить о каком-либо обобщенном перечне документов, которыми может подтверждаться постоянное проживание (временное пребывание) гражданина России за рубежом, не представляется возможным. Они, равно как и требования к их оформлению, устанавливаются законодательством каждого конкретного иностранного государства.

В Законе "О валютном регулировании и валютном контроле" указано, что к нерезидентам относятся физические лица РФ, имеющие выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство. Чтобы получить такой документ, постоянное проживание в некоторых иностранных государствах не менее одного года при определенных обстоятельствах не требуется.

Следовательно, на сегодняшний момент определение резидентства для целей валютного контроля ввиду неурегулированности данного вопроса, скорее всего, опирается на формальный признак - есть вид на жительство (либо рабочая (учебная) виза со сроком действия не менее одного года) или нет.

Ввиду изменения статуса Крыма и Севастополя в Письме от 07.08.2014 № 12-1-4/1871 "О применении валютного законодательства" Банк России сообщил: требования ч. 7 ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в отношении счетов резидентов в банках, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя, не применяются. То есть если у физического лица - резидента счет открыт в банке, расположенном в Крыму или Севастополе, представлять отчет о движении денежных средств в налоговые органы не требуется.

По мнению ФНС России (Письмо ФНС России от 20.07.2016 N ОА-3-17/3315@), статус нерезидента для граждан Российской Федерации начинает действовать:

  • для лиц, постоянно проживающих в иностранном государстве, - после одного года, исчисляемого с момента, как лицо получило право на постоянное проживание в иностранном государстве, подтвержденное документом уполномоченного государственного органа соответствующего иностранного государства, в том числе видом на жительство, при условии, что период фактического пребывания таких граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации не прерывался;
  • для лиц, временно пребывающих в иностранном государстве на основании рабочей визы или учебной визы - после одного года непрерывного пребывания, исчисляемого с момента выезда из Российской Федерации, и только в период нахождения за пределами территории Российской Федерации.

Статус нерезидента, прерванный возвращением на территорию Российской Федерации, может быть приобретен гражданином Российской Федерации вновь при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ.

Учитывая изложенное, у физических лиц - нерезидентов, являющихся гражданами Российской Федерации, не возникает обязанности, установленной частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ. Однако при приобретении физическим лицом - нерезидентом, являющимся гражданином Российской Федерации, статуса резидента, на него распространяется обязанность, предусмотренная частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ.

Таким образом, по мнению ФНС России, физическое лицо обязано представить отчет за тот отчетный период (год), в котором оно приобрело статус валютного резидента.

 

Порядок и сроки предоставления отчета организациями и ИП

Правила представления резидентами - организациями и ИП отчетов утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 (далее – Правила № 819).

Согласно пункту 4 указанных Правил № 819 резиденты организации и ИП ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляют в налоговый орган по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала, т.о.:

  • отчет за 1 квартал надо предоставить в период с 1 по 30 апреля;

  • отчет за 2 квартал надо предоставить в период с 1 по 31 июля;

  • отчет за 3 квартал надо предоставить в период с 1 по 30 сентября;

  • отчет за 4 квартал надо предоставить в период с 1 по 31 января.

Отчет надо представить по каждому счету, открытому в банке за пределами территории РФ.

Согласно пункту 7 Правил № 819 к отчету необходимо приложить банковские документы - банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк. Подтверждающие банковские документы представляются в виде нотариально заверенных копий. Документы, составленные на иностранном языке, придется перевести на русский язык и заверить перевод у нотариуса.

Несмотря на то что Правила № 819 разработаны и действуют только для юридических лиц, игнорировать их физлицам не стоит до утверждения соответствующих для них правил.

Если сам отчет заполнить можно, то нотариально заверить копии банковских документов и их перевод на русский язык непросто, т.к. обычно физические лица могут получить банковские выписки, только распечатав их из интернет-банка. Но копии таких распечаток нотариус не заверит. Максимум, на что можно рассчитывать, - это на заверение скриншота. Однако представление таких скриншотов действующим порядком не предусмотрено. Но даже если гражданин получит выписку по своему счету в банке, то с ее нотариальным заверением тоже могут быть проблемы. Ведь многие зарубежные банки не ставят на таких выписках никаких печатей и штампов. И тогда получается, что сама выписка представляет собой обычную компьютерную распечатку.

 

Правила предоставления физическими лицами отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам в банках

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365 утверждены следующие Правила представления физическими лицами-резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации:

  1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления физическими лицами - резидентами налоговым органам по месту своего учета (далее - налоговый орган) отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее  -  отчеты).
  2. Физическое лицо - резидент представляет в налоговый орган отчет ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, за исключением случаев представления отчетов в иные сроки в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
  3. Отчет по форме согласно приложению представляется в одном экземпляре, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил.
    Количество листов № 2, представляемых в составе отчета, должно соответствовать количеству счетов (вкладов), открытых физическим лицом - резидентом в банках за пределами территории Российской Федерации.
  4. В случае если несколькими физическими лицами - резидентами открыт общий (совместный) счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации, отчет представляется каждым таким физическим лицом - резидентом.
    В случае если общий (совместный) счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации открыт физическим лицом - резидентом и физическим лицом - нерезидентом, отчет представляется только физическим лицом - резидентом.
  5. Отчет представляется в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет налогоплательщика), или представляется на бумажном носителе непосредственно физическим лицом - резидентом либо представителем физического лица - резидента, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - представитель), или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
    Технические требования к представлению отчета через личный кабинет налогоплательщика устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
    Отчет, представляемый физическим лицом - резидентом в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика, подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи" и признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью физического лица - резидента.
  6. В целях получения отметки налогового органа о принятии отчета отчет представляется на бумажном носителе в 2 экземплярах непосредственно физическим лицом - резидентом либо его представителем или направляется физическим лицом - резидентом в налоговый орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Один экземпляр отчета с отметкой налогового органа о принятии отчета возвращается физическому лицу - резиденту либо его представителю в день представления отчета или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 5 рабочих дней со дня получения налоговым органом отчета. Второй экземпляр отчета остается в налоговом органе.
  7. Днем представления в налоговый орган отчета считается:
    а) для отчета, представленного через личный кабинет налогоплательщика, - дата, которая фиксируется соответствующей информационной системой в момент направления физическим лицом - резидентом отчета;
    б) для отчета, представленного на бумажном носителе непосредственно физическим лицом - резидентом либо его представителем, - дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;
    в) для отчета, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата направления физическим лицом - резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.
  8. В целях осуществления валютного контроля налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица - резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) (далее - подтверждающие документы и информация).
    Подтверждающие документы и информация представляются в налоговый орган в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98 "Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков".
    Физическое лицо - резидент вправе представить в налоговый орган подтверждающие документы и информацию одновременно с отчетом.
  9. Отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно.
    В случае если счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации открыт после 1 января отчетного года, отчет представляется за период с даты открытия счета (вклада) по 31 декабря отчетного года включительно.
    В случае закрытия счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации в отчетном году отчет представляется за период с 1 января отчетного года или с даты открытия счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации в отчетном году по дату закрытия счета (вклада) включительно одновременно с уведомлением о закрытии счета (вклада) в срок, установленный частью 2 статьи 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
  10. Обязанность физического лица - резидента представить налоговому органу отчет считается исполненной, если физическим лицом - резидентом представлен отчет в полном объеме и в установленный срок.
  11. В случае выявления налоговым органом неправильных сведений (ошибок, неточных сведений), указанных физическим лицом - резидентом в отчете, а также заполнения отчета не в полном объеме налоговый орган письменно уведомляет физическое лицо - резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета (далее - уведомление).
    Уведомление направляется налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика, или выдается непосредственно физическому лицу - резиденту либо его представителю под расписку, или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
    Исправленный (уточненный) отчет должен быть представлен физическим лицом - резидентом в налоговый орган в течение установленного в уведомлении срока, который не может быть менее 7 рабочих дней со дня его получения, в порядке, предусмотренном пунктами 3 - 6 настоящих Правил.
  12. Днем получения физическим лицом - резидентом уведомления считается:
    а) для уведомления, направленного через личный кабинет налогоплательщика, - дата, которая фиксируется соответствующей информационной системой в момент направления налоговым органом уведомления;
    б) для уведомления, выданного налоговым органом непосредственно физическому лицу - резиденту либо его представителю, - дата, указанная в отметке физического лица - резидента либо его представителя о принятии уведомления;
    в) для уведомления, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата получения физическим лицом - резидентом уведомления, указанная в уведомлении о вручении.

 

Сроки предоставления физическими лицами отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам в банках

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365:

  • отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации представляются физическими лицами - резидентами в налоговые органы начиная с отчетности за 2015 год (пункт 3 Постановления);

  • в случае закрытия в 2015 году счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации предоставлять отчетность за 2015 год физическим лицам - резидентам не надо (пункт 4 Постановления);

  • отчеты о движении средств по открытым счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации представляются в налоговые органы ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным годом. Первый отчет - до 1 июня 2016 года (пункт 4 Постановления);

  • в случае закрытия счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации отчет представляется за период с 1 января отчетного года или с даты открытия счета (вклада) в банке по дату закрытия счета (вклада) включительно одновременно с уведомлением о закрытии счета (вклада) в течение 1 месяца с момента закрытия.

 

Форма отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам в банках

Для организаций и ИП:

До 2016 года форма отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории российской федерации была установлена Правилами № 819 только для юридических лиц, поэтому физлица (до вступления в силу Постановление Правительства РФ от 25.07.2015 № 761) могли предоставить отчет в свободной форме или воспользоваться формой, утвержденной Правилами № 819 (это было удобнее).

Постановлением Правительства РФ от 25.07.2015 № 761 для организаций и ИП утверждена новая форма отчета, в который включены требования об указании места жительства ИП, поля для указания мультивалютных счетов и др.

Форма отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам в банках утв. Постановлением Правительства РФ от 25.07.2015 № 761

 

Форма отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам в банках для физических лиц

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365 утверждена форма отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам в банках для физических лиц:

Форма отчета о движении денежных средств по зарубежным счетам в банках для физических лиц

 

Ответственность за непредставление отчета

За непредставление отчета или представление его с нарушением указанных сроков для физических лиц - резидентов административная ответственность до 31.12.2015 не установлена. Штрафные санкции были возможны только для организаций (части 6.1 - 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ).

С 1 января 2016 года установлена административная ответственность граждан в виде штрафа за несоблюдение порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами России (Федеральный закон от 28.11.2015 N 350-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле") в следующих размерах:

  • за несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) с подтверждающими банковскими документами гражданин подлежит административной ответственности в виде штрафа, размер которого составляет от 2 000 до 3 000 рублей;

  • просрочка представления отчетности длительностью до 10 дней влечет предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей;

  • просрочка представления отчетности более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней влечет штраф размером от 1 000 до 1 500 рублей;

  • просрочка представления отчетности более 30 дней влечет штраф в размере от 2 500 до 3 000 рублей.

  • за повторное нарушение сроков предоставления отчетности предусмотрен штраф в размере 10 000 рублей;

  • за повторное нарушение порядка предоставления отчетности предусмотрен штраф в размере 20 000 рублей.

Статьей 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ) установлено, что физические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России.

При несоблюдении порядка представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) с подтверждающими банковскими документами юридическое лицо - резидент подлежит административной ответственности в виде штрафа, размер которого в данном случае составляет от 40 000 до 50 000 рублей.

Размер штрафов за несоблюдение установленных сроков для представления отчетности дифференцируется в зависимости от длительности допущенной просрочки:

  • просрочка длительностью до 10 дней влечет предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 15 000 рублей;

  • просрочка не более 30 дней влечет штраф размером от 20 000 до 30 000 рублей;

  • просрочка более 30 дней влечет штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей.

Штраф может быть наложен за каждое непредставление отчетности, то есть ежеквартально и по каждому счету.

 

Статья написана и размещена 20 мая 2015 года. Дополнена - 03.08.2015, 06.10.2015, 01.12.2015, 22.12.2015, 29.07.2016

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2016

Полезные ссылки по теме "Отчет о движении средств по зарубежным счетам в банках - порядок, сроки и форма предоставления"

  1. Доступ к банковской ячейке, если у банка отозвана лицензия

  2. Какие налоги надо платить с доходов на Форекс Какие налоги надо платить с доходов на Форекс

  3. Когда и о чем надо сообщать в ФНС Когда и о чем надо сообщать в ФНС

  4. Отчет о движении средств по зарубежным счетам в банках - порядок, сроки и форма предоставления

  5. Ставка рефинансирования ЦБ РФ

  6. Ключевая ставка ЦБ РФ

  7. Черынй список банков

  8. Электронные деньги

  9. Закон "О национальной платежной системе"

  10. Как получить страховое возмещение по вкладу

  11. Новая купюра номиналом 100 рублей (Олимпийская - Сочи 2014)

  12. Новая купюра номиналом 1 000 - рублей

  13. Новая купюра номиналом 5 000 рублей

  14. Новая купюра $100

  15. Как отличить настоящую купюру от поддельной

  16. Особенности кредитного договора

  17. Банковские комиссии

  18. Образец претензии банку о возврате незаконных комиссий